Мы получили письмо разгневанного телезрителя, у которого
кончилось терпение смотреть различные версии MTV под разными названиями и на
самых разных отечественных телеканалах (зритель не имеет спутникового ТВ).
Письмо можно было бы опустить до чата или форума, если бы г-н Заикин
не являлся столь опытной (в промоушене), заслуженной (до уровня собственной
фотогалереи в Англии), и буквально заметной (по габаритам) фигурой в
рок-музыке, которую исправно фотографирует (тоже — во всех смыслах слова).
Отмечая некорректность тона Заикина в отношении еще более известных персон, мы
не разделяем его мнения в отношении А.Макаревича, в частности. Письмо
публикуется в данном разделе по причине отсутствия более подходящего (раздела)
и касается важного аспекта всякой теории музыки — эстетики, менталитета и
идеологии. Очевидно недовольство телевизионными музпередачами даже со стороны
аудитории, на которую они направлены: возрастной группы 13-20 лет,
преимущественно клубной тусовки, требующей аудиокачество МР-3, полагающей, что музыка
началась с DJ Грува или FatBoy Slim и что ее история во всяком случае
выстраивается от Sex Pistols и Velvet Underground к Doors и Кино, где по глупой
случайности затесались лохи вроде Пресли, который (по меткому выражению одной
телеэкспертши) не был рок-н-ролльщиком, поскольку не орал благим матом и не
рвал тельник на груди. В целом, радио — таково же. Характерна поддержка
деньгами, влиянием и пиаром тех FM-ведущих, которые оперируют туманными
понятиями вроде «прихиппованный» (немного беременный?) для продвижения все
того же материала. Понятно, что практически все профильные журналы
(Rolling Stone, Play, Fuzz, Neon и т.д.) выстраиваются под те же названные
эталоны. Если эти общие претензии к СМИ неверны по сути, то мы предполагаем в
том или ном виде озвучить здесь грамотно изложенную оппозицию. То есть,
официоз. Выступление Заикина — ниже. Канал RenTV показал документальный
фильм «Альтернативные годы
рок-н-ролла». Повествовалось о рок-группах, существовавших в странах
Восточной Европы, Латинской Америки и Африки в 60-е – 80-е годы ХХ века. Очень
интересная и по сей день плохо раскрытая тема. К сожалению, этот фильм ситуацию
не исправил. В нём много политики и мало музыки. Кроме того, очевидно, что
режиссёры фильма Бил Дэй и Таня Рахманова очень плохо информированы о
рок-музыке Восточной Европы.
Вероятно, по этой причине они пригласили в качестве эксперта по данному вопросу
известного теле-кулинара, водолаза и путешественника Андрея Макаревича. А он –
лицо заинтересованное. Заинтересованное в том, чтобы его «Машина времени»
предстала в фильме как группа номер один во всём СССР, и даже во всей Восточной
Европе. В результате из советских групп показали «Песняров» и «Машину времени».
Действительно, как не упомянуть «Песняров»?! Они на самом деле пользовались
огромной популярностью, как в СССР, так и за его пределами. Причём,
популярностью заслуженной. К ним с большим уважением относились не только так
называемые простые слушатели, но и профессиональные музыканты. Однако создатели
фильма извлекли из архивов какой-то невнятный фрагмент явно неудачного
выступления «Песняров» и предоставили слово для комментария Макаревичу.
«Эксперт» позволил себе оскорбительно отозваться об отличном белорусском
ансамбле. Увы, талантливый музыкант Владимир Мулявин (руководитель «Песняров»)
ушёл из жизни и не может ему ответить в том же стиле – то есть, что скорее
сама «Машина времени» должна ассоциироваться у слушателя с «гундосым занудой
без половых признаков».
Если верить фильму, то в Венгрии, например, не было рок-групп вообще. Omega,
Locomotiv GT, Illés, Metro… Я мог бы продолжить перечислять тех, кого, по
мнению создателей фильма «не было». Этот список могли бы продолжить многие
любители рок-музыки, заставшие те времена. Вероятно, что у каждого получился бы
свой список, в зависимости от личных музыкальных пристрастий. Однако создатели
фильма не упомянули НИ ОДНОЙ венгерской рок-группы. А между тем, известные
всему миру Scorpions (надеюсь, что и авторам фильма тоже) позаимствовали у
венгров и с успехом исполняют хит ‘White
Dove’. Песню «Девушка с
жемчужными волосами» (так она изначально называлась в
переводе с венгерского) сочинил клавишник группы «Омега» Габор Прессер и она
была очень популярна в те самые «альтернативные годы», о которых нам пытаются
поведать в фильме.
Опять же, если верить фильму, то в Польше рок-группы появились только в 80-е
годы. Показали одного панка, который тупо орал в микрофон «Вой-на! Вой-на!». А вдохновил всех
панков, надо полагать, лидер «Солидарности» Лех Валенса, поскольку его тоже
показали. Сомнительный комплимент. То есть, не было в Польше ни «Червоных
гитар» (Czerwone Gitary), которые в 1969 году вместе с Beatles получали приз
MIDEM во Франции, ни «Скальдов» (Skaldowie), ни BreakOut, No To Co,
Trubadurzy, Budka Suflera… Этот список тоже можно продолжать и продолжать… Но
создатели фильма не назвали НИ ОДНОЙ польской группы 60-х – 70-х годов. Почему?
По незнанию или опять из политических соображений? Из-за желания вычеркнуть из
истории вообще всё хорошее, что было в те годы?
Я далек от ностальгии по советским временам. И мне, например, очень жаль, что
ни Beatles, ни Rolling Stones не приезжали в СССР. Однажды, давным-давно я даже
отправил очень злое письмо в «Комсомольскую
правду» по этому поводу. Хотя, положа руку на сердце, должен
сказать, что если бы они и приехали, то я на их концерт, очевидно, не
попал бы, поскольку не был сыном члена ЦК КПСС и не был сыном подпольного
миллионера.
И всё-таки польским любителям рок-музыки повезло! В 1967 году к ним приехали
Rolling Stones. В фильме этому почти невероятному событию справедливо уделено
особое внимание. Один из очевидцев – это известный польский фотограф Марек
Каревич. Он делится воспоминаниями о тех гастролях. Он снимал это историческое
событие! На экране сменяют друг друга несколько черно-белых фотографий. Голос
за кадром говорит только о Rolling Stones, но на одной из фотографий я вижу
рядом с Миком Джеггером гитариста польской группы Czerwono-Czarni Тадеуша Мроза
(Tadeusz Mroz), а на другой – рядом с Брайаном Джонсом узнаю, басиста
той же группы Хенрика Зомерски (Henryk Zomerski) – первого басиста
«Червоных гитар»! Вот так «с чёрного хода» единственная польская группа
просочилась в фильм, который по идее должен рассказывать как раз о таких как
они.
К чему сейчас рассказывать о Rolling Stones? Времена изменились. Можно свободно
накупить DVD с концертами любых западных рок-групп, практически любых годов:
60-х, 70-х, 80-х… А вы попробуйте найти на DVD концерты групп из Восточной
Европы, снятые в 60-е или в 70-е годы! Не найдёте. А такие съёмки
производились. В архивах телевидения они есть и не включить их в свой фильм
непростительно.
В эпизоде, рассказывающем о гастролях Rolling Stones 1967 года голос за кадром,
читающий текст от автора сообщает: «После
этого на протяжении долгих лет ни одна западная группа не приезжала в Польшу…»
Очередной прокол. Или очередная небрежность. На самом деле это не так. Полякам
действительно больше повезло, чем нам в СССР. Достаточно вспомнить знаменитый
фестиваль в польском городе Сопот. Почти каждый год туда приглашали какую-либо
западную звезду. В 1970 году, например, там выступила английская группа
Christie. Её песня ‘Yellow River’ была
большим хитом! Выступление транслировалось по ТВ на несколько стран Восточной
Европы и на Советский Союз. Это явилось большим событием! Оно имело куда
больший резонанс во всей Восточной Европе, чем концерт Rolling Stones. Кто его
видел?! Увы, на концерт попали немногие, а трансляцию из Сопота наблюдали
десятки, а может быть и сотни миллионов телезрителей от Балтийского до
Японского моря! Пусть никого не смущает, что это был не сольный концерт
рок-группы, а всего лишь выступление на фестивале. Это было настоящее живое
выступление. Тогда ещё не практиковалось разевание рта под фонограмму одной из
песен. Группа исполнила три песни и повторила ещё на бис ‘Yellow River’(и много чего поинтереснее -
прим.Ред.) в прямом эфире! Это самый широко известный факт выступления западной
группы в Польше. Спасибо телевидению. Были и другие концерты. О них у нас
меньше известно, так как их не транслировали на СССР.
Зрителя моего (любого! –
прим.Ред.) поколения может также удивить, что в фильме ничего не сказано о
рок-группах из Румынии и ГДР. В этих странах тоже были музыканты достойные
внимания. Но раз уж авторы решили бойкотировать поляков и венгров, которые были
явными лидерами на восточно-европейской рок-сцене тех лет, то удивляться по
этому поводу излишне.
Короче говоря, фильм получился поверхностный и небрежный. Он не даёт
полноценного и достоверного представления о предмете, скорее вводит зрителя в
заблуждение.
Алексей Заикин, рок-фотограф ссылка на статью:
http://www.musicstudio.ru/?action=view&id=3416
|