редакция 4.0.2 от 8/04/2010
Предисловие
Вот рок-группа, доселе репетирующая до помрачения
сознания, решает вдруг "записаться". Или рэпперы хотят делать свой
хип-хоп. Или бард-бардесса желает создать музыкальный диск со своими
песнями. Наконец, просто человек надумал помузицировать на компьютере. И
возникает вопрос - а как? А что для этого нужно?
Начинаются поиски истины. Зачастую первым шагом становится
покупка микрофона-мечты за три доллара в пересчете и попытка записи
через стандартную для Windows программу "Звукозапись". Еще человек
начинает искать какие-то пособия в сети, или, ежели в городе родном не
прижучили пиратов, отправляется к раскладкам с дисками и наивно
спрашивает у продавцов - а что у вас есть для работы с музыкой?
Примерно такую картину я наблюдал в конце августа 2001
года. По Петровке (это такой книжно-дисковый базар в Киеве), между
торговых рядов ходила хипповатая, в фенечках девушка и устало вопрошала
продавцов - а какие есть программы для записи музыки на дому? Девушка
сказывала, что она участница группы. А им - участникам - поведали -
существуют волшебные программы, с помощью которых можно записывать на
компьютер музыку, сводить её, делать настоящий альбом.
Ну а что может посоветовать рядовой продавец дисков, мало
разбираясь в предмете вопроса? Советовали девушке кто во что горазд.
Называли ей разный диджейский софт, хоть для её нужд он не годится. Я
хотел было подсказать, да один продавец авторитетно завладел вниманием
девушки, а у меня не было желания встревать в разговор. И пошел дальше.
Но желание рассказать, поделиться опытом копилось и
воплощалось в жизнь, когда мне звонили по телефону или спрашивали
вживую, как сделать то, как записать сё. Я не какой-нибудь гуру
звукорежиссуры, а просто тоже записываю свою музыку, музыку некоторых
знакомых, участвую в разных проектах и делаю озвучку к любительским
фильмам, кои мы снимаем с друзьями.
Когда я начинал в этом вариться, всё было гораздо проще в
плане технологии, но сложнее с информацией. Это сейчас продаются всякие
книжки по цифровому звуку, а тогда были редкие статьи и конечно
документация к программам. Я читал статьи и руководства и применял
полученные сведения на практике. Нужные сведения приходилось собирать по
крупицам - вообще вся техническая литература повторяет процентов на...
черт знает сколько - на много!
Возьмите любую книгу по программированию на С++ и найдите
10 отличий от другой книги по программированию на С++. Отличий будет
даже меньше десяти: это способ изложения (строгий либо шутливый),
названия глав и фамилии в разделе посвящений. Почему-то в технических
книгах авторы любят оттягиваться по части остроумия именно в той части
предисловия, где посвящают книгу своим женам, собакам, их ветеринарам и
другим не менее достойным упоминания людям. Остальная часть книги
начисто жизни лишена (если это не комедийное издание) и чтение её
настраивает на серьезный, почти религиозный тон. Не зря в ходу названия
вроде "Библия пользователя".
Книжка, которую вы сейчас читаете - ни в коей мере не
учебник, а именно пособие - от слова "пособить", помочь. Я рассказываю о
том, что знаю, что сам делал - и стараюсь изложить знания постепенно,
от основ к частному.
Давайте сразу договоримся, что я не буду давать советы
"профессионального" толка. Это не моё - я не работаю на студии, не
вожусь с оборудованием концертов и тому подобным. Речь пойдет сугубо о
записи на дому при ограниченном бюджете. О том, что человек может
сделать сам.
Как-то мы шли к метро с одной профессиональной (вот опять
это длинное слово) скрипачкой. С репетиции. Из уст скрипачки прозвучало
мнение, что дома "конечно же" нельзя записаться качественно и что нужна
"настоящая студия". К сожалению, на многих музыкантов, да и самих
звукорежиссеров, слово "студия" действует гипнотически. Они завороженно
говорят "студия" и воображение слушателя рисует при этом поигрывающие
индикаторами микшеры, разноцветные кабели, звуконепроницаемые комнатки,
звукорежиссера-колдуна, а потом возникает образ сверкающего
компакт-диска - вожделенного готового продукта.
Давайте разберемся, что такое "студия"? Во-первых, это
помещение с разной аппаратурой, компьютерами и программами. Само по себе
оно совершенно бесполезно. Если посадить на хозяйство в такое помещение
обезьяну, а потом пригласить музыкантов и певцов, то сколько бы ни
играли и пели, сверкающий компакт-диск не родится.