Понедельник, 06.05.2024, 14:16
Приветствую Вас Заглянувший | RSS Главная | Регистрация | Вход
МУЗЫКАНТАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ
Меню сайта

Категории раздела
Запись в домашних условиях [13]
Коллективы [3]
Концерты [2]
Студия звукозаписи [7]
легендарные инструменты [8]
реставрационная [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Rambler's Top100
Главная » Статьи » Студия звукозаписи

ЕРЕСЬ ЗВУКОЗАПИСИ (пособие по домашней звукозаписи и любительской звукорежиссуре)

Логика подсказывает, что нужен звукорежиссёр. Он-то и будет руководить записью, а потом сведёт записанные в компьютер на дорожках партии воедино. Но звукорежиссер и студия - разные понятия. Да, "студия" может позволить себе дорогую музыкальную аппаратуру - микрофоны за тысячи долларов, здоровенные микшеры (где каналов всегда больше, чем нужно) и - главное - помещения, где можно вдоволь кричать, выжимать из комбиков полную мощность и так далее. "Студия", конечно, предоставляет больше возможностей именно в области применения аппаратуры, технических средств.

Что до компьютерной начинки, то как в "студии", так и дома она одинакова по функциям - да и программы в основном те же. Обработка звука и сведение в "студии" и дома ничем не отличается, кроме разве что в "студии" стоят обычно дорогие колонки, называемые мониторами, а дома в качестве акустической системы обычно используется максимум колонки от Creative (хотя можно, ежели средства позволяют, купить долларов за 200 пару любительского уровня мониторов). В "студии" также вместо программных эффектов часто используются аппаратные, которые во многих случаях всё равно внутренне занимаются цифровой обработкой сигнала.

Итак, при умелом обращении с программами для работы со звуком и музыкой, отличие вашей домашней записи от студийной отличается только аппаратной частью. Но играет ли она важную роль? Да, микрофон за 1000 долларов записывает голос или акустическую гитару несколько более естественно, чем микрофон за 50 долларов. Но при звучании этой записи в колонках, не говоря уже о копеечных наушниках от мобилки, у 99 процентов слушателей разницы не будет. Звук, издаваемый гитарным комбиком на полной мощности хорош, но его можно эмулировать программно, в несколько щелчков мыши подключив к дорожке эффект.

В этой книжке я расскажу, как записывать музыку на дому. Есть у вас аппаратура, нет ли - всё равно. Сердце студии - это компьютер, программы и люди с музыкой в душе. У этих последних возникают вопросы - а что именно нужно для записи на компьютер, а что к чему подключать? Реже спрашивают - зачем и почему? Но озадачившись, человек начинает искать ответ. Иногда рядом оказывается знакомый - человек по-своему сведущий. Он говорит одно. Толпа таких же сведущих людей в сети говорит другое. И человек запутывается. Я постараюсь осветить вопросы звукозаписи от подготовительных работ до выпуска CD и распространения музыки в сети. Также я пытаюсь объяснять доступно технические вопросы. Нет сложных вещей, есть сложные их объяснения. Недопонимание чаще происходит не из-за глупости, а потому, что человеку не объяснили или плохо объяснили.

Некоторые слова в этой книге могут вызвать у "профессиональной" части читателей негодование - например, я не считаю обязательным подключение гитары к микшеру или компу через директбокс, и не считаю звук, оцифрованный в 96 килогерц лучшим, нежели звук в 48 килогерц. Именно поэтому слово "ересь" - в переводе с древнегреческого означающее "выбор, направление" - и вынесено в название этой книги. Выбор иного пути. Кто-то не мыслит музыки без "студии" или огромных концертных залов, а кому-то достаточно играть в подворотне. Бард в подворотне всегда поет искренне - потому что не за деньги, а для своего и слушателей удовольствия. Но! Ему не надо продавать музыку, а значит, он свободнее в творчестве. Но это творческий вопрос, есть еще технический. Один и тот же результат достижим разными способами. Посмотрите фильм Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом", снятый в 1929 году. У Вертова не было ни компьютерных систем нелинейного видеомонтажа, ни съемочных кранов, ни ветродувов. Однако лишь в конце 90-тых годов редкие создатели видеоклипов в своих работах приблизились к тому, что Вертов сделал в 1929 при минимуме технических средств.

В университетский курс звукорежиссуры входит физика. Это неспроста, ибо знания о звуковых волнах, о колебаниях, об электричестве дают понятие про основу, на коей зиждется звукорежиссура вообще. Вы можете, конечно, музицировать и записывать звук безо всяких знаний о физике. В конце-концов, чтобы включить свет, вам не надо знать о том, как именно работает лампочка и что свет, да и вообще воспринимаемый нами зрительный образ - не более чем электромагнитные колебания, получаемые сетчаткой глаза и благодаря химическим процессам преобразуемые в электрические импульсы, которые затем передаются в мозг по нервной системе.

Но когда вы понимаете суть - вы чувствуете гравитацию, предметы обретают вес, ваше мироощущение становится полнее. Вы можете проводить сравнения и видеть вещи насквозь, зная их устройство.

Все пользуются словом "медведь". Но редко кто задумывается, что "медведь" - слово очень значащее, как и многие исконные слова, а не современные словоизвращения. Очень просто. Медведь - это "медом ведающий". Совершенно точное описание, ставшее названием. Слово приобрело вес? Но мы пойдем дальше. В санскрите есть похожие слова. "Мадху" означает "мед", а "веда" - "знает".

Cтановится еще любопытнее, когда узнаём, что в этом языке, на котором написаны Веды и Камасутра - подозрительно много слов, которые мы привыкли считать русскими, либо похожих слов. Вот несколько примеров. "Бхратар" - брат. И сравните с английским brother! Далее, санскритское "бхадра" - бодрый. "Будх" - будить. "Валика" - валик, "вартана" - ворот (или веретено), "вартула" - вертел, круг, "ватар" - ветер, "ведана" - ведение, "врана" - рана, "вякана" - речь (сравните с "вякать"), "гита" - песня (вспомним о гитаре), "гхрини" - горение, "гхоре" - ужасно (горе!), "дада" - дед, "дам" - дом, "дарава" - деревянный", "дару" - дерево", "дашатара" - десятеро", "два" - два, "двар" - дверь, "девар" - деверь, "джата" - зять, "джити" - жить, "дрика" - дырка, "катара" - который, "крави" - кровь, "лагху" - легкий, "мата" - мать, "машака" - мешок, "пива" - вода, "прастара" - простор, "свая" - свой, "три" - три, "чашака" - чашка, "чуда" - чудак, дурак, "шаш" - шесть, "швета" - светлый, белый, "юша" - юшка. Но эта книга не о санскрите, поэтому предоставляю вам либо размышлять над сим абзацем, либо скучать.

Всё взаимосвязано, поэтому касаясь темы цифрового звука, нельзя отрывать её от аналогового звука, а его, в свою очередь - от "природных" колебаний - звуковых волн. Сюжетная линия будет иногда погружаться в физику, поскольку я предполагаю, что не все читатели помнят школьный курс. Кстати, могу посоветовать любопытную и притом доступную свободно электронную книгу по физике - Motion Mountain - The Adventure of Physics Кристофа Шиллера. Шиллер постоянно её обновляет, а текущий объем приближается к двум тысячам страниц. Ну а также трехтомник "Элементарный учебник физики" под редакцией академика Ландсберга - ищите в формате DJVU.

В Советском Союзе, в тридцатых-шестидесятых годах многие люди вкалывали на заводе и одновременно учились, потому что им нужны были знания. Не для заработка, а чтобы делать большие дела во благо общества. Сейчас при капитализме широта знаний не востребована. Упор идет на узкую специализацию. А мифический Козьма Прутков писал, что специалист подобен флюсу - полнота его одностороння. Капитализму нужны только винтики. Уродливая пословица - порождение монархии - "каждый сверчок знай свой шесток" внедряется в общество путем лишения человека самостоятельности, выделения ему тесной ниши, где он должен ворочаться и пытаться думать. А уж пищу для ума предоставят, будьте уверены. Вот в газете сообщают, что где-то испекли торт весом в тонну. Это что, важное научное или историческое открытие? Много ль толку от сообщений, во что были одеты знаменитости на свадьбе?

Капитализм пытается окружить и одурманить человека тысячами пустых мелочей, чтобы тот впал в потребительство, заглушая этим жажду знаний и стремление к саморазвитию. Итог печален. В одном журнале я прочитал интервью с известным звуковиком. У него спрашивают - что вы думаете о таких-то программах? Он отвечает - а ничего не думаю, я никогда в них не работал, я работаю только в сякой-то программе, потому что "все профессионалы работают только в ней". Как мало нужно человеку. Всего-то, воплотить в себе мнение "всех профессионалов" и кичиться своей невежественностью.

Эта книга - не справочник по звуковому софту, и не русская документация к нему же. Есть другие книги, учебники, есть в конце-концов сама документация, обычно на английском. "Ересь" - не книга о музыкальном софте, хоть ему уделено много внимания. Набор описываемых в книге программных средств может меняться - например, лет через десять в содержании будет уклон в софт под Linux. А нынче под Windows. По большому счету, платформа особой роли не играет. Сейчас многим людям доступно то, что ранее было уделом больших студий. Самодеятельность (она же, на западный лад, DIY - Do It Yourself) получила возможность выпускать музыку, качеством записи и сведения не уступающую "студийной". Но вообще не столь важно то, как играешь, поешь и сводишь. Важно - ЧТО играешь и поешь. Какого бы хренового качества ни была ваша запись, на качество самой музыки она не влияет. Это главное.

Я пишу эти строки, когда полчаса назад узнал, что умер Егор Летов. В разных интервью он рассказывал, как записывал и сводил песни. Это же была поначалу чистая самодеятельность. Да и потом тоже - ведь все альбомы ГО и "Коммунизма" записаны на дому.

Глава 1 - Железо

1.1 Компьютер

Какой компьютер подойдет для вашей музыкальной самодеятельности? Ответ первый - тот, который у вас есть. Ответ второй - любой компьютер, только конечный продукт самодеятельности этой будет зависеть от способностей компьютера. Например, на старом компьютере, который, образно говоря, расценивается как пишмашинка, можно записывать партии "живых" инструментов, вокал, писать MIDI-партии простенькими инструментами, "вшитыми" в звуковуху, но о больших виртуальных инструментах и всяких навороченных эффектах, управляемых в реальном времени остается только мечтать.

Нынче минимумом для работы с музыкой мне видится машина на основе процессора AMD K6-2 300 мегагерц или Pentium 2 на 266 мегагерц с 64 мегабайтами памяти и жестким диском эдак 6 гигабайт. На таком компе вы сможете запускать, кроме первого и второго Fallout'ов, разные старые звуковые программы - например: Digital Orchestrator Pro, Cakewalk 9, Cubase до линейки SX, старые версии Sound Forge, Fruity Loops, а также Cool Edit Pro. Но о программах позже.

Лучший компьютер для работы со звуком - это современный компьютер. Но они ведь разные. Обычно как человек несведущий приобретает себе компьютер? Берет деньги и идет в магазин. И стоит там, впиваясь глазами в ценники, пока не подойдет вежливый работник магазина и не спросит, чем помочь. Помощь заключается в обмене дензнаков на компьютер массовый, на котором можно печатать тексты, смотреть кино и играть в игры, поставив качество графики на средний или низкий уровень. И счастливый обладатель такого компьютера не вникает в содержимое покупки. Есть черный ящик, выполняющий некие действия - и ладушки.

Гораздо целесообразнее ежели не собирать комп самому, то чтоб его собрали под заказ в том же магазине. Дабы вы сами могли выбрать компоненты. Поэтому надобно хоть немного разбираться в железе.

Какой процессор лучше? Тут дело вкуса. Я долгое время, лет десять, сохранял верность процессорам от AMD, начиная с K6-2 и заканчивая Athlon X2 6400. Процессоры от AMD были дешевле при тех же вычислительных мощностях, что у процессоров от Intel. В упомянутом выше двухъядерном Athlon'е я столкнулся с сильным перегревом (несмотря на мощный кулер и хорошую вентиляцию внутри корпуса) и, промаявшись полтора года, поставил Intel Core 2 Duo E7400, чем очень доволен - процессор мало греется, высокий потолок до критической температуры, удобнее ставить кулер - четыре кнопки вместо скобы-защелки, да и производительности хватает с головой. Не думайте, что я тут рекламу делаю. Просто описываю свой опыт. Грелся проц - попробовал другую платформу - понравилось.

Если позволяют деньги, то лучше брать не "урезанные" процессоры, вроде Celeron или Sempron, а полновесные Pentium (они нынче как бы в промежутке между Celeron и Core 2 Duo), Core 2 Duo, Quad, Intel Core i7 и Athlon 64 X2, Phenom, а также перспективный Z80. Кстати, в нынешних AMD Athlon X2 7xxx и выше то же ядро, что в четырехядерном Sempron, только два ядра отключены. Это НЕ продолжение Athlon X2 6xxx.


Вот он, Z80 - вдобавок ко всему, не требует охлаждения!

Чем выше тактовая частота процессора, тем быстрее он справляется с вычислениями и тем больше он может использовать эффектов и виртуальных инструментов одновременно. В былое время производители процессоров соревновались, кто кого побьет в тактовой частоте. Теперь достигнута критическая черта, когда проще добавить несколько ядер, нежели заботиться о перегреве из-за огромной тактовой частоты. Задумайтесь, только 1 мегагерц обозначает 1 миллионов тактов, или операций в секунду. А хотя бы 1 гигагерц? Это тысяча миллионов. Теперь представьте - 2 или 4 ядра по два гигагерца каждое. Вроде впечатляет?

Но влияет ли это на скорость обработки данных? Да, но лишь в тех программах, которые умеют использовать "многоядерность". Например, программа нелинейного монтажа видео - Sony Vegas - умеет, и на многоядерном процессоре фильм просчитывается быстрее, нежели на одноядерном. Современные игры тоже начинают потихоньку использовать возможности нескольких ядер.

У процессоров еще существует важный параметр - кэш. Вы наверное слышали - кэш первого уровня и кэш второго. Кэш процессора - это небольшая, но чертовски быстрая память, быстрее даже оперативной. Компьютер, выполняя команды, считывает в кэш "про запас" команды, которые могут быть выполнены в будущем. Потому что из кэша ему быстрее их прочитать. Например, вот условная программа:

если (А больше Б)
   выполнить то;
иначе
   выполнить сё.

Так вот, упрощенно говоря, пока процессор занят сравнением А и Б, в кэш первого уровня из оперативки втягивается команда "выполнить то;", а в кэш второго уровня - альтернативная ветвь выполнения, "выполнить сё". Чем больше кэш, тем больше команд туда помещается.

Оперативная память. Тут однозначно справедлив принцип: чем больше - тем лучше. Хотя, например, Windows XP и Vista (32-битные их версии, самые популярные в народе) не видят память выше 3.25 гигабайт. Linux видит. Но и трех с четвертью хватает выше крыши.

Жесткий диск - винчестер. Опять, больше - лучше. Оцифрованный звук в несжатом виде занимает довольно много места. 1 минута стереозвука, записанного в формате PCM (WAV) c параметрами 16 бит 44 килогерц (т.н. CD-качество) занимает около 10.5 мегабайт. Вот и считайте. Если вы собираетесь записывать "живой звук", то запаситесь большим винтом, а лучше двумя. Что до виртуальных синтезаторов, то при их использовании много места не требуется - кроме, конечно, места для установки этих самых синтезаторов. А они бывают разные. От сотни килобайт и до десятков гигабайт - но то уже не чистые синтезаторы, а сэмплеры, которые тащат за собой огромные библиотеки оцифрованных тембров настоящих инструментов - оркестры, ударные установки, гитары и прочее.

Материнская плата. То, куда втыкаются и подключаются все компоненты. Капиталистический мир хочет сделать из нас бездумных потребителей. Технические устройства предельно упрощаются - упрощаются таким образом, чтобы у вас не было ни возможности, ни желания их настраивать и дополнять новыми функциями. На размер и количество разъемов расширения влияет такая штука, как форм-фактор материнской платы. Есть разные форм-факторы. Раньше типичная материнская плата была большой и с кучей разъемов расширения - форм-фактор ATX. Теперь большинство материнок делаются маленькими (формата mATX - micro ATX) и, во многих случаях - только с двумя разъемами PCI. Что втыкается в разъем PCI? Например, звуковая карта, или ТВ-тюнер. Поскольку разъемы эти находятся рядом, то при наличии лишь двух разъемов практически нельзя поставить карту ТВ-тюнера (с выступающими деталями) над звуковой картой. Но более того! Над разъемами PCI навиcает видеокарта, выделяющая немало тепла. Это может плохо сказаться на звуковой карте, которая находится под видяхой. Поэтому мой вам совет - брать материнку форм-фактора ATX. Второй способ получить дополнительное место между разъемами - это взять материнку поддерживающую технологии SLI или CrossFire. SLI и CrossFire позволяют ставить в материнку одновременно две видяхи - nVidia или AMD соответственно. При этом добавляется еще один PCIe разъем для дополнительной видеокарты, и расстояние между видеокартой (если у вас она одна) и картами, установленными в PCI - звуковухой в частности - увеличивается. В итоге звуковуха не нагревается от видеокарты.

Соотношения между размерами форм-факторов поможет осознать картинка и табличка, которые я потянул из Wikipedia:

форм-фактор ширина длина цвет на картинке
FlexATX 9 дюймов (229 мм) 7.5 дюймов (191 мм)
microATX и EmbATX 9.6 дюймов (244 мм) 9 дюймов (244 мм)
Mini ATX 11.2 дюйма (284 мм) 8.2 дюйма (208 мм)
Standard ATX 12 дюймов (305 мм) 9.6 дюйма (244 мм)
EATX (extended ATX) 12 дюймов (305 мм) 13 дюймов (330 мм)
EEATX (enhanced extended ATX) 13.68 дюймов (347 мм) 13 дюймов (330 мм)
WTX (workstation ATX) 14 дюймов (356 мм) 16.75 дюймов (425 мм)

Далее, корпус и блок питания. Обычно в готовый, "покупной" компьютер втюхивают маломощный блок питания эдак на 350 Ватт, которого едва хватает для обеспечения нехитрой конфигурации покупки. Стоит потом вставить в этот комп более мощную видеокарту, второй жесткий диск или звуковую карту - компьютер начнет глючить. 450 Ватт - минимум. Спокойнее живется с 650 и выше.

Корпус. Должен быть большим и с хорошо продуманной внутренней вентиляцией. Это надо видеть, сняв с корпуса одну стенку, если выбираете "вживую". Иначе - смотрите в сети схемы и фотографии. Важные вещи - сколько в корпусе вентиляторов? Где можно закрепить дополнительные? Есть ли свободный доступ к материнской плате без того, чтобы вытаскивать из корпуса диски и приводы DVD? Есть ли разъемы на передней панели, хотя бы для USB? Красивый корпус со святящимся вентилятором на видном месте - выглядит здорово, но как в нем будет чувствовать себя начинка?

Посмотрим на типичный дешевый корпус, какие используются в "массовых" компьютерах. Это ладненький такой параллелепипед с блоком питания на 350 Ватт. Небольшой, точно для microATX. Для раскладывания пасьянсов - годен!

Обычный компьютер или ноутбук? Только один плюс есть у ноутбука - вы можете потащить его на репетицию или концерт, квартирник. В остальном - если взять некую сумму денег, то обычный комп за нее будет мощнее. Кроме того, играет большую роль железо, которое вы сможете довольно долго обновлять, не покупая новый компьютер. А ноутбук, по большому счету - закрытая коробочка. Пролили чай в клавиатуру, там что-то сгорело - везете в сервисный центр. А них нет такой клавиатуры, надо заказывать, а негде - ваша модель ноутбука уже снята с производства. Починить же клаву мастера не могут - только разводят руками. Да, верно - ноутбук занимает мало места, красиво выглядит - но, мне кажется, прямое его назначение заключается в названии, которое переводится как "записная книжка".

Суровый тон смягчу лишь для мини-ноутбуков - нетбуков, для их дешевых моделей вроде EEE PC 701. У меня есть такой, куплен в мае 2009 года за 198 долларов. Там звуковой чип хорошо звук воспроизводит ("честные" 44.1 килогерц - подробности читайте дальше), хотя записывает худенько. А так - полноценный комп, правда с маленьким винтом. При наличии внешней USB-звуковухи можно брать на репы, квартирники, на любительскую киносъемку - от батареи он пашет часа три. Размером EEE PC 701 с обычную книжку, а весит как толстая книжка. Вот такой ноутбук я воспринимаю, он полезен за свои деньги.

На EEE PC 701 я поставил Mandriva Linux (предустановленный там вариант Xandros я снёс, ибо к нему уж больно мало программ можно установить без геморроя) и запускаю на нем цифровую звуковую студию Ardour, волновые редакторы, синтезаторы. Могу играть в игры - вот поставил Doom под OpenGl, первый Quake (выглядит не хуже третьего), разные досовские игры из-под DOSBox.

А теперь перейдем к важнейшему железному компоненту компьютера - звуковой карте, попутно разбираясь, как она устроена и как работает цифровой звук вообще.

сама статья очень объемная, решил всю её не заливать,так что если кого 1 часть здесь выложенная заинтересовала, то проходите по ссылке ниже.

автору - респект.



Источник: http://soundheresy.ho.ua/
Категория: Студия звукозаписи | Добавил: mykola (12.04.2010)
Просмотров: 2784 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 2
2 Enrilikak  
0
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

1 Murillacliern  
0
ygfkj

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • html counterсчетчик посетителей сайта
    StarПёр*S group© 2024