Совет: у
многих торговцев подержанными инструментами и гитарных мастеров могут
найтись целые залежи старых звучков. Если порыться, то, возможно,
удастся откопать что-нибудь ценное, отдав за это долларов пять.
Поинтересоваться у продавцов и друзей тоже можно, только не забудьте
рассказать им: какой бы Вы хотели звук, какая у Вас модель бас-гитары,
какую музыку Вы играете и где чаще: в студии или на сцене. При этом не
стоит особенно ссылаться на крутых профи, потому как у них чаще всего
съемники заказные, и Вы можете запросто стать жертвой рекламы. Имейте
в виду, что хотя звук Вашего баса зависит от многих вещей, и
звукосниматель - только одно из звеньев этой длинной цепочки, тем не
менее, даже тысячи долларов, потраченных на дорогие шнуры, "примочки",
усилители и колонки, не спасут, если со съемником беда. Не поймать Вам
звука "своей мечты", как котенку - хвост.
Как
выбрать правильный звукосниматель? В общем, это - как подобрать нужный
инструмент для работы. Не станете же Вы кувалдой забивать гвозди (ну,
ладно, может, кто-нибудь и станет)? Вряд ли басист из
хеви-металлической команды будет искать себе низко-выходной античный
звучок. Также как и джазовый музыкант не прельстится на зубодробильную
высоко-выходную модель. Важно понимать свои цели и задачи. Вот
некоторые основы:
В основном, существует четыре типа конфигурации звукоснимателей.
Сингл.
Это простейшее решение для чистого звука. Оно, в большинстве своем,
ассоциируется с Fender Jazz Bass, у которого два сингл-звучка, и с
ранним Precision Bass (1951-1957), имевшего один сингл. Основной дизайн
подразумевает четыре или более сердечника (или один продольный), вокруг
которых намотана обмотка. Число витков обмотки - очень важный фактор,
определяющий уровень выхода и частотную характеристику съемника. Для
синглов характерны энергичная середина и кристально-чистые верха.
Обратной стороной является их повышенная чувствительность к наводкам
(50-60 Гц) от осветительного оборудования и усилковых трансформаторов.
Это проявляется в сильном фоне из динамиков.
Хамбакер.
Эти звукосниматели обычно состоят из двух синглов с противоположными
обмотками и противонаправленными сердечниками, что подавляет фон
(отсюда и название: hum - англ., шум, bucker - тот, кто против,
препятствует). Разработка басовых хамбакеров началась с Fender P-Bass
1957 года. У хамбакеров мощный, плотный звук с меньшим количеством
верхов, чем у синглов, в основном, за счет увеличенного числа витков
(чем больше витков, тем выше выходной уровень, но меньше
чувствительность в верхах), а также из-за тесного расположения звучков
друг за другом и большей ширины снимаемого участка струны - колебания
высокой частоты соседних точек просто успевают гасить друг друга.
Решением второй проблемы послужило смещение одного съемника хамбакера
относительно другого по типу ступеньки. Так родилось "второе поколение"
P-Bass звукоснимателей.
Составной хамбакер.
Внешне он похож на узкий сингл, но в действительности там один звучок
расположен над вторым, образуя хамбакер. Такое решение понадобилось для
установки на инструменты типа J-Bass хамбекеров, чтобы уменьшить шум и
не испортить внешний дизайн. Звук у него не такой жирный, как у
традиционного хамбакера, но, тем не менее, тоже неплохой и имеет все
черты оригинала. Другой вариант - это два сингла, расположенных друг за
другом под одной крышкой J-съемника.
"Мыльница".
Под словом "мыльница" подразумевается любой закрытый звукосниматель.
Под его пластиковой крышкой может быть и сингл, и хамбакер, и бог весть
что еще. Иногда это делается для размещения внутри активной электроники
или более массивного сердечника. Единственный способ узнать, что в
"черном ящике", не раскурочивая его, - это положить на него лист бумаги
и насыпать металлической стружки. По форме магнитных полей можно
примерно понять: сингл это или хамбакер.
Существует два типа электроники.
Пассивная.
Звукосниматель, который не использует дополнительную энергию, чтобы
передавать сигнал, называется пассивным или высокоомным (Ом - единица
сопротивления). Все старые бас-гитары, как классические Fender и
Gibson, использовали пассивные звучки и электронику. Пассивная
электроника имеет естественный, чистый звук. С ее помощью можно только
обрезать верха выходного сигнала единственным регулятором тембра. Чем
длиннее шнур, тем сигнал слабее, и тем больше высоких частот теряется
по пути.
Активная. Этот тип
звукоснимателей произвел поистине переворот в звучании баса. Активные
звучки и электроника стали популярными в конце 60-х, благодаря
инструментам Alembic. Они требуют дополнительный источник энергии
(обычно, это 9-вольтовая батарейка) для предварительного усиления
сигнала. Эти съемники - низкоомные, потому что у них меньше витков
обмотки, а, следовательно, более широкий частотный спектр. Недостатком
же является собственный низкий выходной уровень, который компенсируется
встроенным предусилителем (некоторые фирмы, например EMG, встраивают
предусилитель прямо в корпус звукоснимателя, экономя тем самым место в
отсеке тембр-блока). У активной электроники есть много преимуществ:
бесшумный звук, широкий частотный спектр (больше низов и верхов),
высокий уровень выходного сигнала (можно спокойно использовать длинный
шнур), наличие встроенного эквалайзера. Благодаря большему числу
регуляторов тембра, на одном и том же инструменте можно получать самый
разнообразный звук.
Существует еще один нюанс:
хотя большинство басистов используют либо пассивные звучки и
электронику, либо активные, никто не запрещает применять пассивные
съемники с активной электроникой и наоборот. Например, Вы можете
поставить 3-х полосный эквалайзер с пассивными звучками и получить
более разнообразную регуляцию тембра. Это достаточно распространенный
способ, позволяющий сочетать пассивную естественность звука с его
высоким выходным уровнем.
Кроме конфигурации и
типов электроники, существуют также другие факторы, влияющие на звук
съемников. В частности, магнитный материал: альниковые сердечники
(сплав алюминия, никеля и кобальта) используются для достижения
мягкого, музыкального тона, в то время как керамические (смесь глины с
металлическим наполнителем) делают звук более резким, агрессивным.
Размер и число сердечников, тип и диаметр наматываемого провода,
заливка воском или эпоксидной смолой (для устранения эффекта микрофона)
и многое другое вносит свои особенности в звучание съемников. Как
однажды сказал Рик Тернер: разработка звукоснимателей - это больше
искусство, чем наука.
К сожалению, а может и к
счастью, правда заключается в том, что Вы никогда не будете звучать в
точности, как тот парень с теми же звучками, так что придется
экспериментировать. Зато имея немного терпения и пару ушей, растущих от
куда нужно (и рук в придачу), можно нарыть такой звук, который потом
многие захотят повторить. Так что, вперед за железками. |