"Сковородка" и "брусок": немелодичные имена великого инструментаКак-то так получилось, что большинство
музыкальных стилей, появившихся на протяжении минувшего двадцатого
века, явились в определённой степени порождениями вполне конкретных
технических достижений. Электрогитара несомненно является одним из них.
Если быть точными, то речь идёт о достижениях на трёх направлениях: усиление звука, его обработка, а также звуковой синтез.Помимо всевозможных синтезаторов, огромное влияние на музыку XX века оказал инструмент, известный под названием электрогитара. Вот о нём и пойдёт речь. Начать
следует с того, что есть масса музыкальных направлений, без этого
инструмента даже не невозможных, а попросту не существующих. В
некоторых направлениях и стилях она играет превалирующую роль — речь
идёт о рок-н-ролле и его производных, вплоть до Heavy, а также
Doom/Death и Black Metal (самых тёмных и, подчас, злобных музыкальных
стилях). Без гитар всё вышеперечисленное невозможно.
Чертёж "сковородки" Бошама-Рикенбакера. |
| |
|
Электрогитару
используют и в ряде других музыкальных стилей — в разной степени. Кроме
того, то музыкальное направление, где электрогитара начала, так
сказать, обретать себя, вполне без электрогитары может обойтись. Речь
идёт о блюзе. А дело было так. Многочисленные
американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов
использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно,
посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Да
и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было
предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в
частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных
струн. Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук. Первые
известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи
электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и
изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический
звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных
инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось.
|
Адольф Рикенбакера со "сковородкой" в руках. |
|
|
В 1931 году Жорж
Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker)
придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический
импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в
котором усиливался сигнал от вибрирующей струны. Их
инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и не
просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по
своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду
с непропорционально длинной "ручкой" — грифом. Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара. К
концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать
ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие
испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные
неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих
посторонних шумов.
| Fender Esquire — одна из первых гитар фирмы Фендера. |
В конце
концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки —
которая гасила "излишний" сигнал. Однако сначала музыканты и инженеры
пытались решить эту проблему иначе: в резонаторный ящик набивались
всякие тряпки и обрывки газет, чтобы избавиться от лишних колебаний — а
следовательно, и от наводок. Ну
а наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль
(Les Paul) — он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от
сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны,
если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log). Для
звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое
интересное, действительно обычный деревянный брусок в качестве корпуса.
В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в
акустическом резонаторе надобность отпала.
| Fender Telecaster — один из предтечь Stratocaster. |
Когда же он
впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт
знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к
бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после этого его
принимали на ура. С цельным или
почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В
1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby) и мистер
Лео Фендер (Leo Fender). Знакомые
имена, не правда ли? К 1950 году компания, основанная Фендером уже
вовсю штамповала копии гитары под названием Esquire (сквайр, или
оруженосец), затем последовал Broadcaster, за ним — Telecaster, а в
1954 году свет увидел первый Stratocaster.
| Классический Fender Stratocaster. |
С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела. Надо
сказать, что в это время музыкантов редко удовлетворяла участь
отдельной частицы безмерного поп-конвейера: желающих найти что-то своё
было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в
частности. Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители
поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать
неповторимой.
Prince со своей замысловатой гитарой, оснащённой зачем-то буквой J. |
| |
|
От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры старались кто во что горазд. У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду. Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали исполнители глэм-рока. Что
же касается фирм-производителей — то на поприще
извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего
прославились, пожалуй, компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый
"ласточкин хвост", который именуется Flying V или V Factor был придуман
дизайнерами Gibson.
| Flying V производства Gibson. Тот самый "Ласточкин хвост", клонированный впоследствии B.C. Rich. |
Кстати, по этому адресу расположена целая галерея фотографий гитар B.C.Rich, так что на все эти хищные углы можно взглянуть своими глазами. На гитары Gibson — компании, долгое время бывшей крупнейшим производителем электрогитар в США, — можно посмотреть здесь. Для гитаристов: осторожно, существует угроза резкой активизации слюноотделения.
| Знаменитый Warlock (чернокнижник) фирмы B.C.Rich. |
Случалось, что дизайнерам от гитарной промышленности так хотелось выпендриться, что чувство меры и вкуса попросту отказывало. Скажем,
в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара,
дека которой была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона.
Резчик по дереву был искусный, но, видит Бог, эту гитару серьёзные
музыканты покупать не станут ни за что. Во-первых, такого
зазубренно-чешуйчатого монстра неудобно держать в руках, а во-вторых,
даже издали кажется, что эта гитара держится на честном слове:
чихнёшь — рассыплется. Украшение на стену, не более того. Любой
поборник акустических инструментов заявит вам, что электрогитара — это
и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно
иной инструмент, по инерции сохранивший старое название. В
том, что это другой инструмент, поборники будут правы. Что же касается
инерции — то что-то слишком долго она сохраняется: уже более 70 лет.
Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас
обозначается именно электрогитара, а акустическую гитару приходится
обозначать отдельно. Беда с
электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть,
усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка,
бесполезна.
источник: http://www.membrana.ru/
|