Интерьвью с Шамраем - бывшим владельцем производства гитар Shamray и интернет магазина buymusic.ru. весьма любопытно:
Последняя неделя февраля 2010. На улице неприятно - холодно, темно
и воет острый ветер. Но мне на это все наплевать. Я сижу на мягком
диване тихого московского ресторана испанской кухни с большой кружкой
мутного нефильтрованного пива и балую себя всякими мясными вкусностями
типа "копчености" и "жаренности". На больших настенных панелях мелькают
остаточные кадры Олимпиады, которую мы уже проиграли и потому интереса
к экрану не наблюдается ни с чьей стороны.
Зал почти пуст. И только несколько столов заняты разными
девчонками. Все они почему-то без парней и почти у каждой на столе
стоит нотбук. Я смотрю на эти милые женские лица и другие части,
отхлебываю пиво и мысленно раздеваю всех симпатяжек, пытаясь
представить их молодые тела. Жизнь в такие моменты кажется вполне
приятной штукой, за которой хочется проводить время. Подобные ситуации
обычно предполгают сценарий, когда через несколько кружек человек
похожий на меня встает и идет знакомиться. Но в этот раз все
складывается как-то по-другому.
Напротив, меня с такой же кружкой сидит моего возраста мужчина,
которого я ранее привык видеть таким же лохматым как и я, а сейчас у
него на голове что-то в духе агрессивных бойцов без правил из разного
рода восточных развлекаловок для широких народных масс. Короткая
стрижка и немного мелких косичек на затылке. Он загорелый и смотрится
именно так, как и должен выглядеть человек, только вернувшийся из
удачного отпуска на морском берегу далекой экзотической страны. На нашем столе лежит миниатюрный цифровой рекордер и большая
черная фотокамера. Поэтому в этот вечер вместо того чтобы заняться
девчонками, я беру интервью на гитарную тему. Мой собеседник - мы с ним
не первый год знакомы и это делает наш разговор достаточно ненапряжным,
как и полагается в компании двух мужчин, каждый из которых провел
достаточно сложный муторный день на работе и честно заслужил свою
законную дозу пива.
Александр Шамрай.
автор текста : Сергей Тынку
- Итак, главная новость дня - ты продал фабрику своего имени...
- Да. Полностью. И теперь не являюсь ни собственником, ни наемным сотрудником, ни учередителем.
- То есть теперь это какие-то далекие посторонние люди, с которыми у тебя просто нормальные отношения...
- Да, с одной стороны посторонние. Но с другой стороны у нас более чем нормальные отношения - это мои друзья и соратники.
- Но вы не зависите друг друга - по бизнесу или деньгам...
- Абсолютно.
- Окей, давай тыкаться нашими добрыми лицами в историю. Сколько лет у тебя было все это безобразие?
- Первая гитара названная Shamray была появилась весной 1999 года.
- Получается десять лет. Критический возраст. У меня с
guitars.ru случилось тоже самое - ровно десять лет и потом продал. И
всех как обычно интересует почему продал. Но я в твоем случае хочу
спросить нахрена ты ее купил - эту гитарную фабрику? Какие были
настроения, планы и надежды на светлое будущее в конце тунеля?
- Ну чтобы ответить на этот вопрос и просто понять
меня, надо отмотать все на несколько лет пораньше прежде чем у меня
появилось свое гитарное производство и тогда все будет видно как на
ладони. Была когда-то такая фирма Russtone, которая делала гитары. И
вот туда я пришел работать на должность помощника шлифовщика грунта и
потом дошел до владельца мастерской, которую пришлось переименовать
Shamray.
- Саша, народу треба подробности. Как было написано в
"Мастер и Маргарита" - нам нужны разоблачения. Поэтому сделай большой
глоток. Чтобы клиент созрел... и выкладывай все на чистоту. Итак, твои
университеты!
- У меня среднее образование. В 1993 году, по моему
на третьем курсе, я бросил ВУЗ где учился. Это был Горный Институт. Мне
было там неинтересно. Я и попал то в него не из-за желания учиться -
мне было все равно куда поступать. А если бы я тогда нормально оценивал
свои возможности и силы, то пошел бы в институт управления. - А ты не думал что для будущей работы нужны будут
какие-нибудь корочки о высшем образовании? Я вот учился в Институте
Землеустройства и закончил его все таки именно по этой причине. - Неа, не думал. У меня тогда было какое-то
детское, совершенно дурацкое состояние души. Я был музыкантом и играл
на бас-гитаре в группе. Сам понимаешь какая группа - что могут пацаны
играть в 18 лет? Мы тогда слушали Red Hot Chilly Peppers, Nirvana,
Faith No More и на основе слышанного пытались делать что-то свое. Но
конечно говорить что-то серьезное о нашем тогдашнем творчестве нельзя.
Но суть не в этом. У нас не было гитар. У нас были Йоланы какие-то, а
мы очень хотели настоящих инструментов. - Ну прямо история барабанщика по имени Джим Маршал, у
которого в группе не было гитарных усилков - и он решил сделать их сам
для группы. А потом появилась фирма Marshall.
- Ну возможно это где-то рядом. Наши гитары тогда
просто разваливались на части, а у нас уже нарисовались концерты и
нужны были инструменты. Где их взять студентам? В тот момент у нас было решение - бросить учебу и стать
музыкантами. Но сначала найти работу и купить себе гитары. У нас был
какой-то юношеский максимализм и романтика. И наша группа - она для нас
была как семья. Мы дружили с 1990 года. И я до сих пор общаюсь с ними.
Они кстати музыканты, и достаточно успешные. Это гитарист Гена
Лаврентьев, но он больше известен как исполнитель этничской и в
частности индийской музыки - на скрипке еще играет и на табла
(индийский ударный музыкальный инструмент). Он учился играть на табла в
индийском посольстве и так хорошо, что индийцы дали ему премию. И он
потом два года учился в Индии стал профессиональным музыкантом. И
барабанщик тем же путем пошел - в Индии сейчас учится. Но вернемся к гитарам. Мы захотели иметь нормальные
профессиональные гитары. У нас были друзья, которые заказали гитары
Russtone - они были очень довольны теми гитарами, восхищались ими - по
тем временам ничего другого не было. - Я знаю. Я ходил в те времена по магазинам, прогуливал
лекции и сходил с ума возле витрин с любыми гитарами. Их было немного -
и в основном они был Russtone - выглядяли круто, стоили дорого для
студента и там были рекламы с любимой мною Арией. Был такой рок-магазин
на Проспекте Мира - "Давай-Давай" - в аварийном полуразушенном доме на
каком-то бог знает этаже собирались невиданные люди в черных косухах и
там были эти гитары помимо маек, цепей и прочей металлерской штуке. Помню я долго очень в то время дрочил и мечтал на ярко
желтый страт Russtone за $180 долларов в магазине при консероватории.
Но потом узнал, что у Jimmy Page был Les Paul - поэтому купил когда
появились деньги Diamant и потом Epiphone.
- А мы тогда хотели просто найти временную работу, заработать на
покупку Russtone, чтобы потом когда у нас будут гитары, бросить все
кроме музыки. В результате пошли к киоску - купили газеты объявлений и
стали обводить карандашом интересные для нас вакансии. В результате
самым первым объявлением по которому мы позвонили было такое -
требуются сборщики музыкальных инструментов. И оказалось, что это
фабрика Russtone. И после того как мы с горящими глазами вошли на
собеседование, через сорок минут нас взяли на работу. По нам было
видно, что мы так этого хотим, что у владельца фабрики не было ни
одного шанса отказать нам. Нам дали участок по шлифовке грунта и лака. И мы потихонечку
как копилась зарплата стали делать себе инструменты сами. И в процессе
изготовления мы постепенно учились разным операциям производственного
процесса. Через полгода гитары были готовы. И Гена сразу же покинул эту
работу, а я остался. Он с тех пор ни копейки не заработал вне музыки. А
я завис. Перешел в "покраску". - А что за гитару ты себе сделал?
Бас-гитара с корпусом формы Precision из махогони и
грифом с накладкой из Ebony. Там было два датчика - прессиженовский и
джаз-басовский. - Она сохранилась у тебя?
- Нет, я продал ее, когда завязал с группой.
- Почему после того как вы сделали гитары, Гена ушел, а ты остался? - Честно говоря не задавал никогда этот вопрос себе. Но если
подумать, то во-первых мне очень понравилась эта работа. Во-вторых
нужно было как-то зарабатывать на жизнь. И в-третьих, у меня в тот
момент происходило какое-то взросление и от того музыка не казалось
единственным, что есть в мире. Но особо я тогда не думал ни о чем, не
жил не вчерашним ни завтрашним днем. Вчера нужны были гитары и я устроился работать на Russtone.
Сегодня мне нравилась работа и я работал на ней. У нас были ежедневные
репетиции, мы оборудовали собственную базу. И там постоянно зависали и
работа не особо мешала музыке. Ну а Гене просто не хотелось работать. И плюс наверное одна из причин то, что я не ушел - это то, что
летом 1994 я познакомился со Светой, с которой я до сих пор - это моя
жена. Мы с того дня не расставались и она была для меня на первом месте
в жизни. Через пару лет мы уже жили с ней вместе в съемной квартире.
- Хорошо. Как дальше складывался твой путь на Russtone?
Потом пока я работал красильщиком сменились бригады
полировщиков-шлифовщиков, и новых людей обучал уже я, как более опытный
наставник. Потом я уже как бригадир стал контролировать весь процесс
корпусов гитар - от деревянной болванки и до отполированного body.
Потом еще под наш контроль отдали еще и грифы. И все в процессе
постепенно осваивалось так. И так я постепенно стал бригадиром
производственного всего процесса. А потом у Russtone начался кризис. Тут было много причин. С
одной стороны у владельца Russtone наверное были не совсем честные
партнеры, которые его киданули. С другой стороны он сам был в общем то
таким странным человеком. Бухал и не очень четко вел свой бизнес.
Короче все у него развалилось к чертовой матери. Плюс случился небольшой пожарчик. И потом нас выгнали из
помещения, которое мы занимали. Пришлось переехать. Много сотрудников
ушло. Все наслаивалось одно на другое. И к 1996 году у него не
оказалось коммерческого директора. А был только я, который занимался
производством, а не работой с клиентами и партнерами. А у меня была
машина. И тогда мне пришлось включаться в процесс общения с нашими
клиентами и сидеть на двух стульях. Выглядело это так - до обеда я
занимался производством, а после обеда на машине развозил гитары по
торговым точкам. И через какое-то время меня стали знать в магазинах
как представителя Russtone. Ну и параллельно я получил полномочия вести
переговоры. Так в 1997 году я уже был фактическим управляющим. И примерно в то же время кризис наблюдавшийся у хозяина фирмы
достиг своего апогея. За ним стли гоняться бандиты, требующие возврата
долгов, что он набрал у своих кредиторов. За него в свою очередь
впряглись какие-то другие бандиты. Но кончилось все тем, что он остался
без квартиры, без друзей, без нормального бизнеса. За неуплату арендной
платы мастерскую выселили из того помещения где был последний Russtone.
И помню как мы ночью на машинах вывезли все что могли увезти из дерева
и оборудования в маленький подвальчик на Баррикадной. Там ранее была
исследовательская лаборатория от которого остались какие-то станки. Нас
на тот момент было всего семь человек, включая меня. Работа фактически
была остановлена. Хоть и были какие-то единичные мелкие заказы. Делали
буквально из остатков спасенного дерева. - Это был конец Russtone?
- Тут есть такой момент. После переезда Евгений
Анатольевич Береза (владелец Russtone) фактически не участвовал в
работе мастерской. От дел он не отошел, но в связи с тем как он решал
свои проблемы и вел бизнес, ему было стремно появляться во многих
местах. И поэтому этим занимался я - сбытом продукции, общением с
поставщиками. Но он не то чтобы залег на дно - за баблом он приезжал
исправно. Но ничего не делал в нашей работе, он работал в другом месте.
Один из его кредиторов Владимир Павлов организовал на фабрике
"Лира" производство заготовок для корпусов и грифов с целью их продажи
на запад. И он за долги забрал со старого производства какое-то
оборудование и самого Березу в качестве руководителя производства.
Таким образом появилось второе проиводства, но это не было Russtone. Но
они не делали гитары - они делали заготовки, которые уходили за рубеж.
Но особо я не вдавался в эти дела. А что касается нас то появилась некая стабильность (были
заказы, была работа). Но Береза фактически высасывал из нас последнюю
кровь. И в 1998 году когда я купил первый компьютер, то взял и в
программе Excel в примитивной форме показал Березе, что у нас
происходит в финансами. Тогда он понял, что у нас ловить уже нечего. И
чуть позже когда мы переехали из того подвала на Баррикадной на
Волгоградский проспект, где сейчас и располагается мастерская, Береза
сделал такой широкий жест: - Саша, я решил отдать тебе Russtone. Ты много работал, мы
прошли большой путь и как начальник с подчиненным, и как партнеры по
бизнесу и как друзья и вот теперь бери мастерскую. Но есть некие
условия, так называемым "мелким шрифтом", - дело в том что у нас есть
немножко долгов перед поставщиками за комплектующие. Но уверен ты
быстро все это закроешь.
Он расписал очень все красиво. И мог ли я в 25 лет отказаться
от того чтобы стать хозяином фабрики, которая была легендарной?
Разумеется, я сказал "Да, Евгений Анатольевич, мне это интересно!". И
на этом мы с ним "типа расстались". А потом у меня началось пробуждение, розовые очки упали и
оказалось, что долгов намного больше чем мне казалось. И перед
поставщиками и перед сотрудниками. А еще оказалось, что Евгений
Анатольевич забрал некоторые вещи по мелочи - фрезерные машинки и еще
что-то - типа как личное что-то.
Но я не вешал носа - думал у меня есть бренд Russtone и сейчас
мы развернемся. А потом оказалось, что и Russtone мне не принадлежит -
позвонил Владимир Павлов и сказал, что я не имею права делать гитары
под этим брендом, поскольку Береза ему должен и в этой связи бренд
уходит за долги. А потом туда же перекачевали и старые мастера, которые
работали с Березой. А мне осталось арендованное помещение, пара станков, которые
были в этом помещении изначально. Пара моих друзей, которые пришли
давно вместе со мной. И пара мастеров, которые не ушли к Березе,
поскольку он и так был им очень много должен. И все. Правда было еще
какое-то количество дерева, которое Береза нам передал. И были долги,
примерно на "десятку" долларов. Короче я был в жопе. Сидел и думал, а
что делать то вообще.
- Сейчас тебе весело и ты сидишь улыбаешься. А вот тогда
наверное не до смеха было. Я вот сейчас подумал, что запросто мог
оказаться на твоем месте - мы ровесники и я тоже очень хотел настоящую
гитару когда учился в институте. Но возможно я не такой сумашедший как
ты. И вот история про положение с долгами и общая чернуха - это
выглядит печально.
- Ты знаешь, я наверное какой-то приторможенный по
жизни. И слишком близко к сердцу не воспринимал. Я всегда верил в себя
и в то, что в любом случае все получится. Наверное, я самоуверенный. И
я стал что-то делать. Во-первых, стал ломать голову как назвать свои
гитары, хотя на тот момент это не было так уж и важно поскольку самих
гитар еще не было. Первые инструменты что мы делали - у них мы могли
нарисовать на голове какого-нибудь таракана, паука или дракона,
поставить имя заказчика и подписать что сделано "by a.shamray". Такими были первые гитары весной 99 года.
- И откуда же появились все таки клиенты и работа?
Мы стали искать клиентов через интернет. Этим стал
заниматься наш человек, ну ты его знаешь. Он тусовался на каких-то
форумах, которых толком не было даже, фидо было какое-то еще. И он
приводил клиентов. Сначала у него был процент, потом я сделал ему оклад
поскольку не хотел чтобы он ушел на Russtone, а они очень хотели его
видеть. У нас с ними была конкуренция и достаточно жесткая в
последствии. Таким образом у нас были какие-то заказы. Но основное
финансовое спасение фирмы было в том, что мы открыли такой вид услуг
как "ремонт гитар". На Russtone этим никто не занимался. Если только придет кто-то
из знакомых музыкантов и попросит что-то, например, лады заменить. А
как отдельной услуги, которая подается клиенту и рекламируется - этого
никогда не было. А мы пришли к этому. Хотя и случайно. Была забавная
ситуация - мы делали копии стратокастеров и надо было их куда-то
девать. Мы их либо продавали по $200 музыкантам, либо готовы были
отдать за $170 в магазин, чтобы они сами уже накрутили столько сколько
хотели. Это были оптовая и розничная цены. И я тогда очень хотел чтобы
наши гитары продавались в магазинах - искал торговые точки. И мне очень
хотелось чтобы они были в одном из самых старейших и известнейших на
тот момент магазине - это "Рондо" на Неглинной улице.
Там позади магазина была еще арка, где находилась мелкая лавка
и продавались Russtone. Но там были такие подонки, что связываться с
ними не хотелось. В общем, я пришел в "Рондо" и стал общаться с
руководством. А результата не было никакого - им было категорически не
интересно иметь с нами дело. И фактически я уходил уже от туда ни с
чем, когда произошел смешной случай. Представь мы стоим в магазине и
практически уже прощаемся и тут пиздых - хлопок, удар, взрыв.. Короче
на стене висели акустические гитары Кремона и прямо при нас у одной из
них оторвался бридж и все это с таким грохотом пиздануло, что скучающая
кассирша пролила свой час на кроссворд от испуга, а потом вскочила и
почти убежала от того как было громко. - Помню когда я был студентом, то часто ходил в тот магазин
просто посмотреть на то какие бывают на свете гитары и очень нравилась
мне та кассирша - она постоянно там была несколько лет. Она выглядела
старше меня лет на десять наверное, но я был ею очарован и мечтал. В
светлый цвет у нее волосы были покрашены. Представляю ее в момент
шумного отделения бриджа от деки. - Ну да, артистичное зрелище. Замдиректора с
которым я общался сразу же стал материться на полную катушку сам с
собою. Я пытаюсь переводить с мата и понимаю, что они получили из
Болгарии большую партию в 400 гитар и у всех них отрываются бриджи. Я
как мог посочувствовал и сказал, что могли бы помочь им с ремонтом. При
этом если честно я не знал как именно мы могли бы помочь. Он
обрадовался и сказал, что если мы поможем, то их витрины для нас
открыты и мы можем продавать через них инструменты. Что мне оставалось? Мы стали приклеивать бриджи обратно. Я приезжал на машине, забирал у них гитары.
- Как я понимаю "Рондо" для вас было даже не источником
заработка, а просто ваша реклама - центровое место куда приезжают
музыканты посмотреть на то, что сейчас диктует мода?
- Именно так. Старая точка, куда по-любому заходили
все приезжие в Москву. И именно благодаря "Рондо" мы начали заниматься
серьезно ремонтом. - Как все это развивалось дальше? Ты пригласил ту кассиршу в кино? Надеюсь нет, иначе мне придется убить тебя от зависти!
- Не пригласил, так что в этом плане у тебя не должно
быть ко мне претензий. Потом когда наши гитары уже были в этом
магазине, мы стали делать маленькие такие визиточки мастерской, где
предлагали услуги по ремонту и распространяли их в этом магазине. Народ
попер и мы были обеспечены работой, которую могли выполнить.
- Как я понимаю гитары Russtone тогда еще тоже были на рынке?
- Ну да еще два выходили такие гитары, у них даже был
свой сайт, но в "Рондо" они не были допущены, хотя Береза там и
околачивался. - А сайт Шамрая?
- Он тоже появился. Помню как много лет назад, у тебя
уже был guitars.ru, мы с тобой разговаривали у меня в мастерской и ты
удивлялся почему у меня нет сайта. Ты тогда уговаривал меня открыть и
даже говорил - покупай домен, а то ты Серег сам пойдешь и купишь наш
домен. Я тогда в этом ничего не понимал - ни в доменах, ни в сайтах. А
ты настоятельно рекомендовал. - Я не помню уже, годы алкоголизма дают свое. Но приятно знать, что приложил свою руку (или язык) еще и к этому.
- Ну да, я даже чуть ли не просил тебя помочь зарегистрировать домен мне. Удивляюсь как ты не зарегистрировал его на свое имя.
- А смысл? У нас в сети навалом красивы доменов, на которых
нет ничего интересного. Моя философия в том, что я могу взять любой
домен - плохой или хороший и в отличие от всех этих бездарей с
гитар.ру, гитарплеер.ру и нынешнего гитарз.ру сделать на нем что-то
интересное просто за счет содержимого - я же фанат контента. Хотя и
купил в свое время зачем-то customshop.ru и много других неплохих
доменов типа lespaul.ru.
- Надо сказать, что мы зарегистрировали домен
guitarist.ru и там пытались делать гитарный сайт. И там мы сделали свои
форумы, чтобы не вести борьбы за клиентов на чужих гитарных форумах. На
guitarist.ru было две больших части - одна про гитары Shamray, вторая -
как раз форумы. А потом все это вылилось в то, что появились shamray.ru
и musicforums.ru - то есть мы разделились.
- Хорошо, с сайтами понятно. Давай еще про ремонт. Что там было?
- К нам стали таскать инструменты. И разумеется когда
к нам приносили Gibson, Fender, Ibanez и другие популярные гитары, мы
их изучали и снимали их контуры всеми доступными способами измерения.
Плюс я приобрел и изучил разные западные книжки по ремонту гитар. Это
было буквально две книжки. По ремонту. А "Как делать гитары" книжки не
надо было, поскольку я все это изучил работая на Russtone. - Как кончился Russtone?
- Сдулся года через два. Почему не знаю.
- Может просто Береза не мог управлять, а второго Саши Шамрая там не было?
- Ну ребята там все таки бухали - я точно знаю. И не было там стержня.
|