Воскресенье, 19.05.2024, 15:17
Приветствую Вас Заглянувший | RSS Главная | Регистрация | Вход
МУЗЫКАНТАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ
Меню сайта

Категории раздела
Запись в домашних условиях [13]
Коллективы [3]
Концерты [2]
Студия звукозаписи [7]
легендарные инструменты [8]
реставрационная [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Rambler's Top100
Главная » Статьи » Запись в домашних условиях

Без музыки - тоска (кое что о домашней записи)

Есть любительская фотография. Любительская киносьемка. Ну, была, по крайней мере, лет двадцать тому назад. Любительская видеосьемка уж точно есть, иногда это даже кино, а не только видеозаписи свадеб. Любительские шахматы, любительский картинг, радиосвязь, парашютизм, астрономия, бог мой, чего только нет на свете любительского.

Существует, в частности, понятие музыкант-любитель и даже композитор-любитель. То есть человек, музыка для которого, часть жизни, но не та, что приносит ему заработок. Скорее даже наоборот.

Еще лет десять тому назад все, что музыкант-любитель мог себе позволить , это брякать гостям на гитаре или пианино, а если что и записывать ,то на магнитофон «Нота» через микрофон МД-47. Я, конечно, утрирую, но не сильно. Сделать что-то похожее на студийную запись дома было сродни восхождению на Килиманджаро, «семь верст до небес, и все  лесом».

Сегодня это вопрос умения и некоторого количества денег. С деньгами я вам помочь не берусь, а умение- дело наживное, и здесь чужой опыт- хорошее подспорье. Но надо отметить, что опыт профессионалов применим в домашней звукозаписи не во всей полноте. Во-первых, профессиональные звуковики редко рассматривают интересный нам с вами ценовой диапазон. Для них это все- непригодная ни для чего дешевка, а понятие «недорогая студия» ассоциируется с суммами порядка $30000. Во-вторых, профессиональная звукозапись ориентирована на работу с профессиональными же музыкантами, каждый из которых играет на своем инструменте, и записывать таких музыкантов лучше всех одновременно. А дома музыкант, как правило, один - и швец, и жнец. Но, по очереди. Да и играет, зачастую, не так, чтобы идеально , а значит, надо быть готовым к глубокой редактуре того, что записано. Впрочем, это и у профессионалов бывает нередко.

Итак, приступим.

Я исхожу из предположения, что пользователь нашей студии собирается записывать музыку, которая содержит гитару (гитары), вокал, ударные инструменты и то, что называется «клавиши».

Под эти параметры подходит удивительно большое количество музыки, так что вряд ли они кого-либо смутят. Тем более множество иных инструментов может быть записано с применением тех же технических средств, какие нужны для вокала или гитары. И еще большее количество инструментов можно синтезировать, по крайней мере, приблизительно.

Еще одно предположение заключается в том, что записывать мы будем относительно готовый материал, т. е., по меньшей мере, гармония, стиль и текст известны заранее. Для написания музыки описанные тут минимальные варианты недостаточны. Впрочем, как именно дополнить студию, чтобы получить удобное рабочее место композитора, я понятно пару слов об этом скажу.

Для начала же пройдемся по «производственному процессу» в общем и целом. Отсюда будет ясно, какие нам понадобятся «станки», более подробно о них мы поговорим в «Советнике».

Процесс

Метод «слоеного пирога», основной (и, практически, единственный возможный) в нашей студии, придуман еще во времена Beatles. С тех пор он если и изменился, то не сильно. Заключается метод в том, что на многодорожечный магнитофон (у нас это- компьютер) музыканты последовательно пишут инструмент за инструментом, прослушивая при исполнении очередной партии то, что уже записано.

Очевидно, что первый записываемый инструмент будет звучать в тишине. Из этого следует: во-первых, чтобы его записать, нужен метроном или отличное чувство ритма. Метроном заполучить проще. (Им, как правило, «работает» секвенсор- программа для многодорожечной записи.) Во-вторых, первый записанный инструмент под конец, возможно, придется записать заново. В окружении других он может звучать не так, как в одиночестве- ведь исполнитель почти наверняка попытается компенсировать недостаток других инструментов более плотным звучанием.
Между прочим, если вы- не одиночка и в состав записываемого коллектива входит хотя бы еще один человек, не поленитесь, используйте простой прием. Даже если одновременная запись двух инструментов невозможна, при записи всегда играйте вдвоем. Второй музыкант сыграет «впустую», но, во-первых, исполнить свою партию лишний раз перед записью- совсем нелишне, а во-вторых, игра вдвоем гораздо живее, и это очень даже слышно в записи! Кстати, если пожертвовать стереофонией, то даже в самой слабо экипированной студии можно записывать по два инструмента за заход: один- в левый канал, другой- в правый!

Начинаем запись. Кстати, на профессиональном жаргоне этот процесс называют трекингом.

Запись миди-инструментов (клавиши)

Сюда же попадают инструменты виртуальные, существующие только в виде программ для компьютера. Процесс обычно выглядит так: записываем на МИДИ-дорожку (возможно, с нескольких попыток) партию клавишных- ровно тем звуком, что будет использоваться в аранжировке!

Когда партия записана достаточно четко (по крайней мере, с наилучшим достижимым для этого исполнителя уровнем игры) полученный миди-трек можно подредактировать и оставить, как есть, в виде миди. Во всяком случае, до тех пор, пока вы не записали все инструменты. Возможно, позже вам захочется внести в него какие-либо изменения или даже вовсе переиграть данную партию. Лишь перед сведением материала (или если данный синтезатор хочется использовать в другом треке, а «силы» его на исходе) имеет смысл превратить миди-трек в аудио-трек. При перезаписи миди в аудио нужно отключить в синтезаторе реверберацию, если она там есть- вы потом добавите ее в компьютере. С другими эффектами не все очевидно, подумайте, какие из них стоит оставить, а какие отключить, чтобы потом наложить при сведении фонограммы. Например, «дилей» (повторы) лучше выключить- в компьютере он делается легко и может быть точно подстроен под длительность такта композиции. А эффект типа «лесли» у звука электрооргана вряд ли стоит отключать. Естественно, если микширование у вас происходит за пределами компьютера (на аналоговом пульте, к которому подключены внешние эффект-процессоры), перезаписывать же миди-инструменты в аудио вовсе не обязательно и даже вредно.

Запись гитары

Существуют два основных способа записи гитары. Первый -посредством микрофона. В этом случае гитара звучит через так называемый комбик (гитарный усилитель), звук комбика воспринимается микрофоном и записывается. Для домашней записи этот вариант приемлем, но требует существенных затрат- необходимы собственно комбик, качественный микрофон, микрофонный предусилитель и компрессор. И самое главное.

Нужна тишина в студии!

Второй способ записи  «в линию» существенно более демократичен. В этом варианте гитару подключают к гитарному процессору или другому предусилителю и записывают выходной сигнал процессора «беззвучно», подключив его к входу звуковой карты. То есть, конечно, звук-то должен быть слышен, но исключительно для удобства исполнителя. Можно комбинировать оба варианта, тогда звук получится более плотный.

Запись через гитарный процессор- идеальный с точки зрения удобства и цены аппаратуры вариант. Запись через другой предусилитель (например, через канал микшерного пульта) возможна, но в этом случае рекомендуется включать в звуковой тракт аналоговый компрессор.

Сольные партии гитары мы рассмотрим отдельно- они предъявляют специальные требования к технике. Аккомпанемент же записывается достаточно просто- электрогитара подключается к входу соответствующей аппаратуры, звучание ее настраивается максимально близко к тому, что хочется услышать в записи и- пишем. Опять же, учтите: хотя с записанным материалом можно сделать довольно много -изменить тембр, наложить эффекты самого разного вида, желательно играть партию тем самым звуком, который вы хотите слышать в финале. Исполнитель всегда подстраивает манеру игры под звук, и попытки значительно модифицировать полученную запись чреваты неестественностью результата.

Если вы располагаете аналоговым компрессором (в том числе- в составе гитарного процессора или предусилителя) настройте его так, чтобы «обрубать» лишь самые пики сигнала гитары, если, конечно, нужный вам звук гитары не предполагает более сильного вмешательства этого самого компрессора. Всякую реверберацию, если вы пользуетесь блоком гитарных эффектов, нужно отключить- подробнее об этом см. выше, в разделе про клавиши.

Отдельная проблема- запись сольных партий. Зачастую соло на гитаре предполагает сильную, раскатистую реверберацию и/или дилей. Играть соло без этих эффектов нельзя, иначе исполнитель начнет «затыкать дыры» в звуке более плотной игрой. Да и не «заведет» его сухой звук гитары- музыкант сыграет холодно, без драйва. В то же время записывать соло нужно «сухим», чтобы при сведении можно было манипулировать реверберацией в полном масштабе. Идеальное решение- дополнительный эффект-процессор, через который звук гитары поступает в наушники музыканта, в то время как на компьютер записывается необработанный гитарный сигнал.

Запись вокала

Записать вокал дома с профессиональным студийным качеством, в общем, невозможно. Но приблизиться можно? Хотя проблем здесь много.

  • Шум. Решения просты- записываться ночью (привет соседям), записываться ночью на даче, и, наконец, записываться? в забитом одеждой шкафу. Серьезно. В конце концов, выгнать детей гулять, закрыть двери и плотно завесить окна. Да или просто наплевать на этот самый шум, вообще-то в плотной аранжировке его не будет так уж слышно, если хотя бы не шуметь в комнате, где идет запись и не хлопать дверьми в остальной части квартиры. Для демо-записи сойдет.
  • Микрофон. Приличные микрофоны стоят от двухсот долларов, не все могут себе такое позволить. Пятидесятидолларовый микрофон (профессионалы злобно называют такие микрофоны трамвайными) обычно заметно портит картину. Впрочем, это всегда вопрос совместимости микрофона с конкретным вокалистом. Дело даже не в том, что некоторых вокалистов никаким микрофоном не испортишь, потому как портить нечего. Просто иногда дешевый и откровенно убогий микрофон кому-то берет и  подходит. Везение! И наоборот - дорогой профессиональный микрофон может оказаться несовместимым с певцом, хоть режь. В профессиональных студиях по этой причине всегда есть выбор микрофонов. В бюджетной домашней студии же достаточно подобрать микрофон под самого частого вокалиста, обычно это хозяин студии и есть.
  • Реверберация и частотные свойства помещения. В профессиональной студии все это стараются привести к нужному виду. Дома можно лишь попытаться убить влияние помещения на корню. Ковры, гобелены, накидки- побольше мягкого. Не получается достаточным образом заглушить комнату? Опять же, добро пожаловать в шкаф. Только не в пустой , пусть там висит одежда.
  • Шипящие согласные. Дыхание. «Задувание» микрофона. Топание ногами. Отчасти от этих проблем (кроме топанья!) спасет «железный» деессер, если он есть. Если нет- можно попробовать программный. Что-то (в том числе громыхание микрофоном между куплетами) мы вырежем уже в записи, благо это несложно. Остальное придется изживать более аккуратным обращением с микрофоном. Однако есть на свете специальные демпфирующие подвесы для микрофонов и сетки для защиты от «задувания» - это один из «штатных» путей решения подобных проблем.

При записи чрезвычайно полезен лимитер или компрессор в режиме, близком к лимитеру- см. выше, в разделе про гитару. В принципе, можно даже использовать для записи вокала гитарный процессор, точнее, его предусилитель и компрессор. Остальные прелести (ревербераторы, дисторшны, эмуляторы комбиков) надо выключить.

Как и при записи гитары, желательно сделать так, чтобы в наушники исполнителя звук из его микрофона поступал с некоторой долей реверберации. А в запись -без нее. Опять же, для этого хорошо иметь отдельный процессор эффектов, и использовать его только для мониторинга.

Запись барабанов

То есть синтез барабанов. Ибо записать в домашних условиях «живые» барабаны- занятие достойное человека с очень большим запасом денег и времени, что редко встречается вместе.

В принципе, партию ударных можно просто «нарисовать» в секвенсоре, расставляя по долям такта удары по тем или иным частям ударной установки. Но чтобы результат радовал слух нужно или быть профессиональным барабанщиком, или иметь огромный опыт такого «расставления». Предполагается, что ни того, ни другого у нас с вами нет.

Поэтому берем (где-либо) дистрибутив Cakewalk или Sonar и извлекаем из него чертовски неплохой набор стилей: готовых барабанных треков в миди, разбитых на куплеты, припевы, проигрыши, вступления, финалы и т.п. С помощью клея и ножниц собираем из этого великолепия партию ударных для нашей песни, в паре кульминационных или просто энергичных мест добавляем удары по тарелке и, если есть силы и время, вручную дорабатываем сбивку в одном самом главном и ярком месте песни. Дальнейшая полировка - по вкусу.

Готовую партию ударных «исполняем» на любом удобном программном семплере (напр. Halion) при помощи скачанных из Интернета семплов в формате .sf2 или при помощи синтезатора нашей звуковой карты. Если, конечно, в нашем распоряжении нет аппаратного семплера или «железного» синтезатора ударных инструментов.

Впрочем, есть и более интересный вариант, и в «Советнике» мы расскажем про запись почти совсем живых ударных в домашних условиях.

Сведение

Сведение- процесс получения музыкального произведения из нагромождения отдельных треков. Вовсе недостаточно просто записать все инструменты без ошибок. Надо еще и «уложить» их в общую звуковую картину, сделать, чтобы все они были слышны и никто не «забивал» соседей и не «проваливался», чтобы стереопанорама была полноценной и насыщенной. И, наоборот, избежать соблазна простых решений типа «гитара справа, вокалист слева».

Любой проект в такой студии, как наша, неизбежно сводится звукорежиссером дважды: один раз начерно, еще в процессе записи, второй раз - набело, когда запись всех треков произведена. Впрочем, бывает, что в процессе сведения возникает желание перезаписать какой-либо инструмент чуть иначе , но это отдельный разговор.

Сводя начерно, можно:

  • слегка раскидать основные аккомпанирующие инструменты влево-вправо , процентов на 20-30;
  • дать всем инструментам, кроме ритм секции (бас, барабаны) немного реверберации, с уровнем 15-10 Дб. Басу и барабанам, еще на 5-10 Дб меньше, если это вообще нужно;
  • на треках, записанных без компрессии и с неровным уровнем, добавить компрессор, не слишком сильный, например, 2:1 от 8 Дб.

В итоге нужно попробовать вывести уровни инструментов так, чтобы вчерне получить разумную звуковую картину, в которой ничто не теряется совсем и ничто не вылезает сверх меры. Если это совершенно недостижимо даже в первом приближении - возможно, нужно что-то менять более серьезно. Например:

  • убрать какой-либо инструмент совсем или «задвинуть» его сильно вглубь. Не жалейте сыгранного - при 24-битной записи инструменты с уровнем вплоть до 30 Дб вполне различимы в финальной фонограмме. Даже самый тихий трек вносит свою часть в общую картину;
  • выбрать другой, менее плотный звук для какого-либо инструмента. Еще раз напомню, даже для миди-инструментов это может означать необходимость сыграть партию заново; для инструментов с яркой атакой - с помощью гейта/экспандера с большим (8-20 мсек) временем атаки задавить эту самую атаку полностью или частично. Агрессивность звука в существенной мере зависит от первых его милисекунд.

Все то же самое применимо и для финального микширования, но тут уже предполагается, что записанные партии худо-бедно сосуществуют и задача в том, чтобы уложить их еще более ровно, отлакировать звучание, подчеркнуть нужные его стороны и спрятать неудачные.

Отметим, что к моменту финального сведения все миди-треки должны перекочевать в аудио. После этого миди-дорожка уходит в архив, а аудио-дорожка участвует в сведении. Мелочь, но часто это забывают: при «сгоне» миди-трека в аудио рекомендуется убрать все регулировки в ноль - погасить ревербератор, баланс выставить в центр, урезанную громкость вернуть в 100% и т.п. , все эти изменения, конечно, потом придется повторить на аудио-треке, но по крайней мере у вас будет возможность модифицировать соответствующие настройки при сведении.
Итак, сводим проект. Основные инструменты:

  • эквалайзер. Выделите каждому инструменту свою часть полосы частот, подчеркните его характерную тембральную составляющую. Но не слишком: +6 Дб -это весьма много! Кроме того, старайтесь не перебарщивать с добротностью (параметр «Q») эквалайзера, по-хорошему, она не должна превышать единицы без особых на то причин.
  • ревербератор. Тихий звук с большим количеством реверберации как бы «уходит вглубь» звуковой картины, отчего меньше конфликтует с инструментами переднего плана. Распределите роли- кому из инструментов создавать фон, а кому на нем «рисовать».
  • панорама. Тут все относительно тривиально. Если ты справа, а я слева- мы друг другу не мешаем. Ну, или не так сильно мешаем. Не делайте стандартную ошибку- не настраивайте панораму в наушниках. Они дают слишком отчетливую картину, в колонках она смажется и инструменты вновь сольются. Вообще, при сведении наушники- плохой помощник.
  • разнесение во времени. Из двух параллельно аккомпаниирующих инструментов (например, ритм-гитара и клавишное «заполнение») в первом куплете подчеркните один (а второй- потише), во втором - другой. Это позволит им меньше конфликтовать в звуковом пространстве и, вдобавок, разнообразит звучание композиции.

Теперь о реверберации. Этот эффект стоит несколько в стороне, без него практически невозможно ничего сделать. Если записывать все инструменты с естественной реверберацией помещения или с ревербераторами их эффект-процессоров, то суммарная звуковая картина будет сумбурной, ведь именно по реверберации мы составляем впечатление о пространстве, в котором звучит инструмент. И это пространство у всех (или у большинства) инструментов должно быть общим. Именно поэтому запись треков идет «всухую», а реверберация (общая для всех) накладывается потом. Я обычно придерживаюсь правила: одна композиция - один ревербератор с одним комплектом настроек. Другое дело, что разным инструментам достается разное его количество.

Мастеринг

Сведенный материал уже пригоден к прослушиванию. Или почти пригоден. Тем не менее, фаза мастеринга иногда способна придать ему тот самый блеск, который отличает профессиональную работу от кустарной поделки. Мастеринг совершенно необходим при сборке альбома- он приводит все входящие в альбом композиции к одному знаменателю. Ведь вряд ли слушателю будут приятны резкие изменения громкости и тембра при смене композиций, правда? Значит, нужно несколько «подогнать» произведения, сделать их звучание совместимым. Но и для отдельно взятой песни мастеринг значит довольно много. В профессиональном мире мастеринг делает не тот человек, который сводил проект. И не на той аппаратуре. Основная цель мастеринга- выровнять тембральный и динамический баланс произведения так, чтобы оно звучало на всех возможных акустических системах одинаково. Очевидно, в идеале эта цель недостижима, и перед мастерингом нужно определиться с основными целями. Грубо говоря, что для вас важнее- идеальный звук на hi-end системе или максимально качественный, на пластмассовых компьютерных колоночках? В принципе, я не рекомендую делать мастеринг дома. Многие студии отмастерят ваш материал по вполне разумной цене. При этом вы получите не только профессиональные уши и опыт мастеринг-инженера, не только обработку на аппаратуре с заоблачными ценами, но и такую смешную вещь, как собственно мастер-диск. Пригодный для отдачи на тиражирование. Или ваша фантазия еще не взлетела на такую высоту, как запись собственного тиража компакт-дисков1?

Вернемся, впрочем, к менее пафосным вещам. Если вы собираетесь делать мастеринг сами, то вот несколько простых советов.

Спектр

Первое, что стоит сделать- определиться с тембром. Используя все возможные акустические системы, нужно выровнять спектр композиции так, чтобы не было ярких неприятных пиков и провалов. Звучание во всем диапазоне частот должно быть ровным и слитным, а уровень плавно и равномерно спадать с частотой, примерно 6 Дб на октаву.

При мастеринге нужно применять самый качественный из доступных вам параметрических эквалайзеров. Старайтесь не увеличивать значение добротности (Q) полос эквалайзера выше единицы. При сведении это еще как-то возможно, а при мастеринге- ни в коем случае. Если вам требуется «хирургическое» вмешательство в звук с применением узкополосной эквализации, наверное, это лучше было сделать на каком-то определенном инструменте при сведении.

Стандартные советы по частотам:

  • «плотная» часть бас-бочки ? около 100 герц;
  • мутный звук: диапазон от 100 до 300 герц;
  • резкий, острый звук: диапазон от 250 до 1000 герц;
  • «воздух» - 12-15 КГц.

Динамический диапазон

Обычно при мастеринге выполняют компрессирование материала. Это придает определенную «плотность» звуку. Но, страдает выразительность, так как в результате работы компрессора динамический диапазон сжимается - тихие звуки становятся громче, а громкие- тише. Так что неуемное компрессирование может запросто разрушить художественный замысел автора композиции и лишить ее остроты и драматизма.

Каким именно компрессором поджимать материал и насколько- вопрос тонкий. Кроме того, эффективность и незаметность компрессии зависит от качества сведения. Простой пример- в одной моей записи из-за ошибочно выставленных уровней треков удары в тарелку crash шли существенно громче, чем надо бы. После применения компрессора на готовый микс в момент удара по тарелке уровень других инструментов сильно проваливался, что понятно, но звучал ужасно неестественно. Такую ошибку нельзя качественно исправить на уровне мастеринга, нужно возвращаться к пересведению фонограммы.

Сейчас в моде многополосные компрессоры. Эти устройства позволяют достичь еще большей плотности, чем обычное компрессирование, но нарушают спектральную целостность звука. Я бы не рекомендовал ими пользоваться , и по собственному опыту, и по опыту более профессиональных звуковиков.

Формат

Предполагается, что весь мастеринг вы ведете в 24 (или больше) битах и при той же частоте дискретизации, что и сведение.

Преобразование материала в финальный формат (обычно это- 16 бит, 44.1 КГц) выполняется последним. Не забудьте оставить копию в оригинальном формате! Новые технологии на носу- глядишь, выдастся случай сделать тираж в высоком разрешении и при большей, чем стандартные 44.1, частоте дискретизации.

Процесс

Все работы со спектром следует проверять на максимально возможном количестве акустических систем- впрочем, это относится ко всему процессу мастеринга, да и сведения.

Во время работы делайте паузы. Время от времени слушайте чужой материал в близком к желаемому стиле, чтобы «настроиться» на цель и несколько сбить привыкание слуха.

Сделав хороший (как вам кажется в этот момент) вариант, во-первых, дайте ему немного отдохнуть от вас (ночь, например), а поутру прогоните его на всем, до чего дотянутся руки. Мой набор- пластмассовые динамики для компьютера, дешевая домашняя стереосистема в детской комнате, магнитола в машине, hi-end аудиокомплекс моего друга. Удачно, если все это умеет проигрывать CD-RW, иначе никаких болванок не напасешься.
Хорошо при прогонах иметь с собой бумажку, ручку и записывать найденные проблемы: такая-то композиция, такая-то аппаратура, такой-то инструмент на такой-то минуте-секунде выпирает/проваливается/звенит на таких-то частотах/ неудачно панорамирован и т.п.

После прогона возвращайтесь в студию, исправляйте ошибки и, следующая итерация. Резонный вопрос- когда же остановиться. Обычно сколько ни вылизывай композицию- претензии остаются. Так что завершение процесса- вопрос силы воли. Пол Маккартни сказал как-то в интервью, что ему хочется переделать с нуля многие из своих старых песен. Отсюда вывод: сколько бы в твоем распоряжении ни было техники и музыкантов, как бы ты ни был крут- идеал недостижим.

Но - есть к чему стремиться!


Для ориентира, мастеринг в приличном месте обойдется в $50 за композицию, а запись 1000 экземпляров компакт-диска на заводе обходится менее чем в $500. (Тираж менее тысячи экономически весьма невыгоден.) При заказе тиража вам придется подписать бумагу, согласно которой вы отвечаете за то, что материал на оттиражированном диске не нарушает ничьих авторских прав. То есть- права на него принадлежат вам.



Источник: http://www.homepc.ru/offline/2004/98/35291/


Источник: http://www.homepc.ru/offline/2004/98/35291/
Категория: Запись в домашних условиях | Добавил: mykola (05.04.2009)
Просмотров: 3289 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • html counterсчетчик посетителей сайта
    StarПёр*S group© 2024