Воскресенье, 19.05.2024, 15:17
Приветствую Вас Заглянувший | RSS Главная | Регистрация | Вход
МУЗЫКАНТАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ
Меню сайта

Категории раздела
Запись в домашних условиях [13]
Коллективы [3]
Концерты [2]
Студия звукозаписи [7]
легендарные инструменты [8]
реставрационная [4]

Наш опрос
на каком инструменте Вы хотите научится играть?
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Rambler's Top100
Главная » Статьи » Запись в домашних условиях

Рецепты домашних студий часть 1

В теме этого номера мы в общих чертах определили, как записывается в домашней студии музыка. Время перейти к тому, на чем все это делается. Домашняя студия может стоить пару сотен долларов (в меньшее не верьте), может - десять тысяч, но в любом  случае вариантов и сочетаний разных студийных железок ? мириады. Попробуем сориентироваться в этом море.

Естественно, основой современной студии должен стать компьютер. О нем- лишь пара слов. Вам нужна надежная и быстрая машина- это очевидно. Вам не нужны супер-дупер 3D-ускорители и драйверы для них из раздела «бета версии для самоубийц и негров». Вам нужен хороший 2D-ускоритель- впрочем, нынче они все такие. Винчестер: исходите из того, что на одну композицию уйдет от гигабайта дискового пространства. Быстродействие- современный IDE из числа не самых тормозных, скорее всего, подойдет, но если десяти-пятнадцати дорожек (24 бита 48 кГц) вам может быть мало, следует подумать о каком-либо специальном решении. Например, страйп-сет из пары таких же винчестеров, прикрученных к интегрированному в плату RAID-контроллеру. Если позволят деньги- лучше иметь два винчестера: один с системой, второй же (или пара в сете)- для работы.

При нынешних ценах на память не имеет смысла обсуждать размеры менее 512 Мбайт. Не жалейте денег на блок питания , особенно если звуковая карта стоит непосредственно в компьютере, чего, по возможности, следует избегать.

Не знаю, надо ли говорить о частоте процессора вашего компьютера- сегодня они все довольно производительны. Но, вот вам точка отсчета. На 24-битном звуке при 48 килогерцах квантования два хороших ревербератора реального времени съедят почти гигагерц тактовой частоты за милую душу. С одним ревербератором гигагерцового процессора хватает на 10-15 аудиотреков при умеренном использовании эффектов в каналах - гейты, компрессоры везде, а эквалайзеры уже только по необходимости. Учтите, что пятнадцать треков - вовсе не так уж много, как может показаться. Только одна разбивка ударной установки на «бочку», «рабочий», «железо» и «томы» дает четыре трека на инструмент. А там пойдет: версии, отдельные треки для припевов и куплетов, набегает и за два десятка. Конечно, все это можно ужать в разы, но удобство работы пропадет. Так что, в итоге, производительность вашего процессора- в основном, вопрос скорости вашей работы, а не работы компьютера.

Еще один кандидат на ужор процессорной мощности- виртуальные синтезаторы. Они обходятся дешевле реальных, но, грузят, грузят и грузят машину обсчетами синтезируемого звука. Однако по деньгам обычно выгоднее купить более мощный процессор, чем реальный, железный синтезатор.

Вариации на тему

Существуют тысячи, если не миллионы сочетаний различных музыкальных железок, и почти все они так или иначе пригодны для создания музыки. Мы выделим два принципиально разных подхода к построению домашней студии и опишем их. Кроме того, мы вкратце рассмотрим вариант построения «мобильной» студии. Каждый подход может быть реализован во множестве вариантов из компонентов, которые будут в деталях описаны ниже. Для начала же- общая картина.

Путь в цифру

Общая идея этой конфигурации в том, что звук, в идеале, вообще не должен попадать в аналоговый мир: цифровой синтез (или, на худой конец, цифровая запись аналогового инструмента), цифровые обработки, цифровое микширование.

Теоретически, минимально необходимый комплект аппаратуры для этого случая- компьютер и звуковая карта. На практике этого, как правило, не хватает, да и карта на такой случай нужна довольно приличная. Только для электронной музыки нам потребуется миди-клавиатура, для гитарной (и иной акустической)- качественный комплект для оцифровки аналога. Состоит он, в идеале, отнюдь не только из звуковой карты: желательна аналоговая обработка как минимум, компрессор. Отказаться от него можно, если вы располагаете чрезвычайно качественным 24-битным АЦП, что на практике обычно обходится дороже, чем бюджетный АЦП и среднего уровня компрессор вместе взятые. При сходном, отметим, качестве результата.

Итак: компьютер и звуковая карта с очень низкой латентностью (что это такое см. ниже), иначе виртуальными синтезаторами будет пользоваться невозможно. Для гитар и иже с ними - гитарный процессор, для вокала- вокальный процессор. Можно обойтись одним универсальным устройством, состоящим из предусилителя и компрессора. В этом случае эффекты для гитары и вокала будут реализовываться программно.

Аналоговый звук

Данная конфигурация преследует строго противоположную цель- в идеале все свести к аналогу. Аналоговое микширование и обработка, по возможности - уход от цифровой записи собственно звука (это возможно, если есть «железные» миди-инструменты с аналоговым же выходом), компьютер используется только как HD-рекордер для «живых» инструментов и секвенсор для миди-техники. Основа такой конфигурации- звуковая карта с большим числом выходов (например, 8 выходов и 2 входа) и серьезный «железный» микшерный пульт. Остальное- смотри «цифровую» конфигурацию. Очевидно, что «аналоговая» конфигурация дороже. От вопроса «чем она лучше» я на этот раз сознательно ухожу?

Необходимые ингредиенты

Звуковая карта

Вообще говоря, это может быть вовсе не карта, а комбинированное устройство типа Event EZ-Bus или Roland Studio Package Pro. Или карта, но исключительно с цифровым интерфейсом, и внешний ЦАП/АЦП к ней. Более того, если ЦАП/АЦП выделены в отдельный блок, а не установлены в корпус компьютера, это снижает уровень наводок и шумов. Наконец, для «мобильной студии» вам обязательно понадобится внешний блок, который может подключаться к ноутбуку по интерфейсам USB, PCMCIA или FireWire (лучше всего). Вариантов подобных карт сейчас очень много, например, на сайте их количество в соответствующем разделе зашкаливает за 130 моделей, поэтому рассмотрим основные параметры, которые следует учитывать при покупке карты.

  • Латентность. Если вы пользуетесь виртуальными синтезаторами, то этот параметр будет поважнее, чем соотношение сигнал-шум. В «цифровой» студии звуковая карта используется только для мониторинга, и то, как сильно она шумит,- не очень принципиально. А вот сколько миллисекунд проходит между нажатием на клавишу и появлением звука в колонках - важно. Как правило, низкая латентность достигается только со специальными нестандартными драйверами (обычно- ASIO), но наличие у карты такого драйвера еще не гарантирует, что латентность будет достаточно низкой.
  • Разрядность. Тут все просто , пользоваться 16-разрядными продуктами нельзя. Вообще. Если ваша карта используется только для мониторинга (чисто «цифровая» студия без аналоговых источников звука) , в худшем случае подойдет новый модный «бластер» с 16-битной оцифровкой и 24-битным ЦАП. (Правда, придется экспериментировать с «левыми» драйверами.) Но, вообще говоря, правильно применять звуковую карту/систему, разработанную специально для студийной работы.
  • Частота дискретизации. Мода рекомендует использовать 96 кГц, но я считаю этот параметр менее важным, чем разрядность. Сам я ограничиваюсь 48 кГц, чего и вам желаю. Все же нагрузка на процессор и винчестер с частотой растет изрядно. Тем не менее, я обязательно перейду на 96 кГц, как только смогу это себе позволить, думаю, это случится при наличии примерно четырехгигагерцового процессора, не раньше.
  • Число входов-выходов. Если вы микшируете в цифре, необходимый минимум- стереопара туда и стереопара обратно. Если в аналоге- выходов должно быть достаточно для самого сложного вашего проекта, или же, опять-таки, часть треков придется сводить в цифре. Дополнительные выходы и входы потребуются, если используются внешние («железные») эффект-процессоры, если нужно уметь сделать специальный микс для вокалиста, записывать одновременно несколько треков- короче говоря, они обычно не требуются, и формула 2+2 для домашней студии с цифровым микшированием необходима и достаточна.
  • Наличие цифровых входов-выходов. Входы (S/PDIF, ADAT Lightpipe) бывают полезны, если есть источники сигнала с цифровым выходом (синтезаторы, сэмплеры, эффект-процессоры, иногда, даже предусилители). Использование его исключает из пути сигнала лишнюю пару ЦАП-АЦП, что положительно сказывается, как минимум, на соотношении сигнал-шум. Цифровой выход может пригодиться, например, в случае использования активных мониторов с цифровым входом, впрочем, это редкость. Иногда по цифре можно подключить внешний эффект-процессор.
  • Наличие и число миди-портов. Этот параметр редко имеет значение. Один миди-порт есть почти всегда, больше двух- почти никогда. Если одного мало, то, как правило, два не спасут,  тут уж нужен специальный многопортовый миди-расширитель.

Мастер-клавиатура

Если ваша музыка предполагает наличие клавишных инструментов, будь то рояль или синтезатор звука бас-гитары, клавиатура нужна. Если вы будете использовать миди-секвенсор- клавиатура необходима. Даже при полном неумении ею пользоваться , покупайте, не задумывайтесь. Некоторое умение придет с опытом, и результат будет лучше, чем «нарисованная» мышкой музыка.

Как и в случае со звуковыми картами, вариантов клавиатур - море разливанное. Цены их колеблются от $50 до $2500, что означает готовность производителей удовлетворить любую потребность.

На что нужно обращать особое внимание:

  • число октав. Менее 4 недопустимо, более 5 нужно только тем, кто сам знает, зачем именно оно ему нужно. Я рекомендую пятиоктавный вариант;
  • наличие чувствительности к скорости нажатия на клавишу, так называемая активная клавиатура. Варианты без этого свойства рекомендую даже не рассматривать;
  • наличие чувствительности к давлению на клавиатуру (channel aftertouch)- очень и очень желательно;
  • наличие чувствительности к давлению на отдельную клавишу (key aftertouch)- приятно, но это уже шик и очень дорого стоит;
  • колесо изменения тона (pitch wheel) и модуляции- крайне желательно. Иногда pitch wheel и колесо модуляции объединяются в джойстик. Выбор между джойстиком и «колесами»- вопрос вкуса и привычки;
  • входы для педалей, от 1 до 4. Обычно в предельном случае подразумеваются две переключающие и две регулирующие педали. Стандартные функции: sustain/sostenuto, soft, volume/ expression и одна педаль - назначаемая. Желательно иметь хотя бы педали громкости и сустейна;
  • функции разделения клавиатуры, дополнительные контроллеры, множественные назначаемые миди-выходы и иная требуха в домашней студии, по большому счету, излишня и даже вредна.

Не покупайте слишком сложную модель, даже если деньги  не вопрос. Как-то раз в магазине я не смог заставить продавца оживить на такой клавиатуре aftertouch и «колеса»- он просто запутался в настройках и сдался. На его месте может оказаться любой, а музыкальная идея обычно не ждет. Пять минут копания с железками- и забыл? Техника должна быть всегда готова, а для этого, лучше не усложнять.

Есть еще одно решение проблемы мастер-клавиатуры- покупка клавишного музыкального инструмента с приличной клавиатурой (от обычной миди-клавиатуры он отличается наличием встроенного синтезатора и умением звучать самостоятельно, в то время как миди-клавиатура без компьютера или «железного» синтезатора/сэмплера- безголосая доска). По такому пути пошел и я, причем дважды. Этот вариант может быть сильно дороже, чем просто миди-клавиатура, а может почти не отличаться- инструменты бывают очень и очень разные. Моя пара инструментов- это самоиграйка от Casio и классический, пафосный синтезатор Korg Z1.

Casio был первым  при цене в $214, с 4 октавами, активной клавиатурой приличного качества, двумя колесами и миди-интерфейсом он несущественно дороже просто миди-клавиатуры того же качества. Но в довесок мы получаем GM-синтезатор «за все про все», для черновых набросков, балалайку для развлечения гостей и, главное, всегда готовый к работе «стенд», на котором можно в пять секунд обкатать идею  тут же подобрав к ней худо-бедно ударные и получив «на сдачу» какой-никакой аккомпанемент. Иногда это полезно. Позже я проапгрейдил Casio на более дорогую модель WK-1600 с шестиоктавной клавиатурой- для прикидывания (но не записи!) басовых партий она удобнее, чем более качественная, но 5-октавная клавиатура Корга.

Korg Z1 же как мастер-клавиатура- практически мой идеал. Недостаток по сравнению с WK-1600  лишь один: 5 октав. В остальном  все очень хорошо. Активная, с множеством дополнительных контроллеров, включая двухкоординатрый тачпад и входы для 4-х педалей, приятная на ощупь (более тяжелая, чем касиовские пластмасски на пружинке), но не «взвешенная»- просто чудо. Но, инструмент такого уровня редко стоит дешевле восьмисот долларов. За одну клавиатуру покупать его не будешь.

Отдельную пару недобрых слов скажу в адрес «рояльных», «взвешенных» клавиатур. Если вы не зарабатываете себе на жизнь игрой на настоящем рояле или пианино- не берите такую клавиатуру. Представьте себе, что экскаватор в качестве устройства управления имеет ручку от лопаты, которой нужно ворочать с той же силой, что и обыкновенной лопатой. Взвешенная рояльная клавиатура требует от вас реального физического напряжения. Незачем так издеваться над собой, если нет требования сохранить умение играть на рояле. Да и стоит эта трудотерапия весьма серьезных денег.

Камни, мамы?

Некоторые профессиональные звуковые карты, из числа устанавливаемых в корпус компьютера, привередливы к типу чипсета и процессора. Все внутренние карты гарантированно работают на связке «чипсет Intel/процессор Intel». При вариациях- например, процессор Intel, а чипсет другого производителя, или же на процессорах AMD и разнообразных чипсетах для них, некоторые устройства могут засбоить. Обычно производители предупреждают об этом на своих сайтах и в приложенных к картам инструкциях, но лучше поинтересоваться в форумах на музыкальных сайтах (например, www.proaudio.ru) или непосредственно у продавца, будет ли данная конкретная модель работать на вашем конкретном наборе чипсет/процессор. Еще лучше- договориться о возможности возврата устройства, если оно не подойдет к вашему компьютеру. Серж Скаут

Предусилитель, компрессор, деессер

В принципе, это три отдельных устройства , но зачастую их выполняют в одном корпусе, и для бюджетной студии это наиболее разумный вариант.

Предусилитель нужен для записи аналоговых источников с малым уровнем сигнала. Вход звуковой карты рассчитан на сигнал «линейного» уровня и включать в нее микрофон или гитару напрямую нельзя. Сначала нужно усилить сигнал, причем, желательно, не привнося в него избыточных шумов. Если у вас есть микшер- в качестве предусилителя можно использовать один из его каналов.

Компрессор (иногда- лимитер) позволяет использовать способности АЦП более полно. Без него уровень сигнала на входе звуковой карты придется настраивать так, чтобы даже самые короткие пики громкости оцифровались без ошибок. Обычно это приводит к сильному снижению среднего уровня сигнала. При использовании 16-разрядной оцифровки такая запись почти совсем «умертвляет» звук. Очень хороший 24-битный АЦП можно использовать вообще без компрессирования, но такой АЦП обычно слишком дорог для домашней студии. Во всяком случае, дороже, чем обычный АЦП плюс компрессор.

Компрессор (или лимитер) настраивается так, чтобы ослаблять громкость пиков сигнала- это позволяет сильно поднять средний уровень входного сигнала АЦП при записи и наиболее полно использовать его разрядность. Обратите внимание- компрессор в данном случае, очевидно, должен быть аналоговым!
Деессер- устройство обработки звукового сигнала, применяемое при записи вокала. Основная его цель- подавлять звучание шипящих согласных, которые без деессера зачастую сильно выбиваются из «окружающего» звука. Степень потребности в деессере зависит от вокалиста и типа используемого микрофона. Иногда эту функцию можно выполнить и в цифре. Как вариант, в качестве деессера можно использовать компрессор с включенным в side chain эквалайзером. Если ваш компрессор допускает такое включение, описание подробностей процесса обязательно найдется в его документации.

Если вы записываете гитарную музыку, желательно использовать специализированный гитарный процессор - обычно он содержит предусилитель и компрессор, причем уже приспособленные к гитарному звуку. Я применяю Digitech 2112 с ламповым входом, но тут вариантов очень много. В принципе, в бюджетной студии с помощью гитарного предусилителя можно записывать и вокал. Чувствительности для этого вполне хватает, аналоговый компрессор в тракте есть, а остальные, чисто гитарные обработки, можно (и нужно) отключить.

Мониторы

Сведение фонограммы-  процесс итеративный. Это погромче, то потише, здесь ревербератора побольше, там поменьше, тембр поярче, баланс влево- все эти действия сочетаются с еще одним, совершенно незаметным. После каждой регулировки вы обязательно слушаете, что получилось. Не так ли? То, через что вы слушаете (а оно и называется «мониторы»), оказывает на результат чрезвычайно большое влияние. Если мониторные акустические системы «бубнят», вы, естественно, подрежете низкие и фонограмма окажется лишенной басов. Если мониторы не дают ясной пространственной картины, появится соблазн посильнее «распихать» инструменты влево-вправо и центр звуковой картины «провалится». И так далее.

Выбор мониторов - стандартный повод для «религиозных войн» музыкоделов, вступать в которые не хочется. Если у вас нет советчика, поступите просто-  определитесь с ценой и купите первые попавшиеся мониторы на эту сумму. Если делаете музыку «для себя»- можно сводить ее на своих акустических системах, ибо только на них и будете слушать. Полезно проверять результат на нескольких типах АС , включая компьютерные «мультимедиа»-динамики из твердых «пород» китайской пластмассы. Еще одна хорошая, полезная проверка - на автомобильной акустике.

Микшерный пульт

Потребность в пульте возникает при появлении в студии уже двух музыкальных инструментов- один еще можно подключить в линейный вход звуковой карты. Подробнее о микшерах мы поговорим в следующей статье, а здесь рассмотрим лишь варианты построения студии «вокруг микшера».

Аналоговый микшер для небольшой студии может использоваться исключительно для мониторинга, а может - для сведения и записи инструментов. При наличии в вашей звуковой карте 24-битного АЦП и хорошего микрофонного предусилителя в микшере он позволит обойтись без отдельного микрофонного или гитарного предусилителя. Но, честно говоря, я бы такой вариант не рекомендовал. Впрочем, если дополнить микшер аналоговым компрессором и цифровым процессором эффектов- может получиться довольно удобная система. В любом случае следует различать пульт, применяемый исключительно для мониторинга (контрольного прослушивания, «черновых» работ) и пульт для записи и микширования. Ко второму требований куда больше.

Схема А

Пульт подключен к мониторному усилителю и служит для того, чтобы выводить в колонки звук тех или иных инструментов. Запись аудиотреков идет «мимо пульта», параллельным подключением выхода инструмента к линейному входу пульта и входу звуковой карты (например, через патч-бей).
При такой схеме о качестве пульта задумываться особенно не стоит - подойдет любой из серии Behringer, Mackie, Nady и т.п.

Схема Б

Все источники сигналов подключены в микшер, переключение источника на вход аудиокарты для записи его сигнала происходит «силами» микшера.
Эта схема удобнее, но качество микшера начинает влиять на записываемый материал. Я бы предложил при этой схеме внимательно посмотреть на линейный стереомикшер Long Micromix 8S - заявленные характеристики чрезвычайно хороши, а функционально пульт приспособлен ровно для нашей с вами схемы. Для записи микрофонов и гитар этот пульт можно дополнить предусилителем-компрессором-деессером.

Схема В

Микшер- цифровой (например, EZBus). С точки зрения качества сигнала и удобства этот путь, возможно, наилучший, если качество АЦП пульта вас устраивает. Все источники включены в пульт; он же и обеспечивает их оцифровку с минимальными потерями качества. Микширование же и обработка для выдачи в колонки идут в цифре и без влияния на записываемый сигнал.

Процессор эффектов

Если ваша студия строится по «аналоговой» схеме, процессор эффектов (минимум один- ревербератор) необходим. Без реверберации не обходится ни один микс, а коль скоро пульт у нас снаружи компьютера - эффекты должны быть там же. Если же микширование происходит в компьютере- внешний процессор избыточен, ибо программных ревербераторов и иных эффектов нынче- море, и если они и уступают «железным», то лишь весьма дорогим.

Цена процессора эффектов- от $150 за б/у Behringer до нескольких тысяч долларов. Увы, если вы собираетесь реально использовать этот процессор при микшировании, то полутора сотнями не отделаться. Дешевый процессор эффектов (а так же встроенный в недорогой пульт- нынче это модно) допустим в черновых миксах, для «размачивания» вокала при мониторинге и т.п., но не для финального продукта. Лучше уж воспользоваться программными плагинами, чем дешевым «железным» ревербератором.

Моя студия содержит внешний эффект-процессор по нескольким причинам. Первая- это именно мониторинг; с помощью этого процессора я могу записывать «сухой», необработанный сигнал (вокал, синтезатор), а слышать его в колонках с реверберацией. Это довольно важно. Если записывать звук сразу с реверберацией, вы связываете себе руки, лишаясь возможности изменить параметры ревербератора при сведении. Если же в мониторах звук будет совершенно лишен послезвучания, любой исполнитель будет играть (петь) иначе- подсознательно вытягивая ноты для заполнения «пустот» в звуке. Вторая причина- относительно высокая латентность моего звукового оборудования, из-за которой я не могу эффективно применять плагины для обработки звука в реальном времени.

Итак- внешний эффект-процессор нужен, если микширование идет вне компьютера, если вы записываете вокал, гитары или аналоговые инструменты. Инструменты с миди можно записывать иначе- непосредственно при исполнении писать в секвенсор миди-поток (при этом использовать встроенный в синтезатор ревербератор), а уже при сгоне миди в аудио встроенный ревербератор выключать, получая чистый, ничем не испорченный трек. Естественно, если инструмент в принципе лишен реверберации- без внешнего процессора эффектов не обойтись.




Источник: http://www.homepc.ru/offline/2004/98/35319/
Категория: Запись в домашних условиях | Добавил: mykola (05.04.2009)
Просмотров: 2109 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • html counterсчетчик посетителей сайта
    StarПёр*S group© 2024