Любой домашний музыкант мечтает о микшере. Тот, у кого его нет -
мечтает хоть о каком-нибудь. Тот, что его приобрел - мечтает о более
продвинутой модели. И все они, проходя на выставке мимо огромного, с
футбольное поле студийного монстра о сорока восьми каналах, вздыхают,
затая печаль. Непонятно, нафига он такой дома, но - хочется. Давайте
рассмотрим, как в массе своей устроены аналоговые микшеры малого и
среднего класса.
В основе своей микшерный пульт - это средство для смешивания
сигналов от нескольких микрофонов или инструментов в один сигнал, так
называемый микс. Абсолютно "минимальный" пульт будет состоять из
входов, регуляторов уровня для каждого входа (фейдеров) и - выхода
мастер-микса. Реальные пульты, конечно, сложнее и могут кроме
мастер-микса смешивать входные сигналы и в другие, дополнительные миксы.
Функционально пульт делится на каналы (они же - линейки, обычно двух
типов - стерео и моно), подгруппы, посылы, мониторинг и мастер-секцию. Начнем
с мастер-секции. Обычно она состоит из мастер-фейдера (регулировка
общего уровня на главном выходе пульта) и разрывов (мастер-инсерт), с
помощью которых в выходной сигнал пульта можно включить внешнюю
обработку. Чаще всего в роли этой обработки выступает качественный
многополосный эквалайзер. Некоторые пульты имеют встроенный эквалайзер
в мастер-секции на 6?8 полос. Большинство пультов предоставляют как
балансный (часто - на разъемах типа Cannon), так и небалансный (обычно
- на "Джеках") выходы. Если подключаемое к пульту оборудование (в нашем
случае самое важное оборудование - вход звуковой карты) имеет балансный
вход, желательно этим воспользоваться и подключить его к симметричному
же выходу.
Каналы
Канал (он же - линейка), как правило, состоит из предусилителя,
эквалайзера, посылов, панорамного регулятора, фейдера и переключателей
подгрупп. В зависимости от типа канал может иметь микрофонный
предусилитель (иногда - с источником фантомного питания +48 В для
питания электретных микрофонов) и почти всегда имеет линейный вход.
Чаще всего у моноканалов есть вход для микрофона и линейный вход, а у
стереоканалов - лишь линейный. В состав предусилителя обычно входит
регулятор чувствительности. Он позволяет выровнять уровень сигнала всех
каналов так, чтобы при одинаковом положении фейдеров они звучали с
одной и той же громкостью (кроме того, при правильной регулировке
чувствительности нормальный уровень входного сигнала канала должен быть
приведен к 0 Дб).
Моно-каналы часто оснащаются разъемом INSERT. Он позволяет включить
внешнее устройство в разрыв сигнала данного канала. Отметим, что чаще
всего таким устройством бывает компрессор. Наконец, большинство пультов
предлагают на моноканалах обрезной фильтр, не пропускающий частоты ниже
75?100 Гц. Смысл его в том, чтобы оградить уши слушателей от грохота
упавшего микрофона, шума передвигаемой стойки и звуков, которые
проникают в микрофон через пол и стойку.
Эквалайзер предназначен для выборочной коррекции уровня проходящего
через него сигнала в зависимости от диапазона его частоты. Обычно
средний 12?16 канальный пульт имеет 3?4 непараметрических регулировки
(фильтры низких/средних/высоких частот) или, в лучшем случае, одна
средняя полоса эквалайзера является параметрической с регулировкой
частоты и уровня. Хорошие модели имеют также кнопку полного отключения
эквалайзера. Это не то же самое, что выставить все ручки эквалайзера в
среднее положение - при отключении эквалайзер не привносит в сигнал
собственный шум.
Практически во всех пультах есть фейдер, регулятор панорамы и кнопка
Mute. Фейдер (большой красивый "движок" в нижней части канала)
регулирует уровень данного канала в мастер-миксе или подгруппе,
панорамный регулятор управляет позиционированием сигнала в стереобазе
(вправо-влево), а кнопка Mute просто отключает канал, как если бы
фейдер был выставлен в нижнюю позицию. (В некоторых недорогих пультах
кнопка Mute совмещается с переключением в подгруппу.)
Посылы и возвраты
Фактически, посыл это еще один самостоятельный микс. Сигнал,
направляемый из каждого канала в посыл, регулируется специальным
"движком" или "ручкой" и в зависимости от типа посыла (пост- или пре-)
может зависеть (пост-) или не зависеть (пре-) от положения фейдера
канала. Стандартно посылы типа пост используются для подключения
эффектов (чаще всего - ревербератора), а типа пре - для создания
дополнительного (мониторного) микса.
Очевидно, что посылы на эффекты должны зависеть от положения фейдера
- для того, чтобы отношение уровней сигнала, прошедшего через эффект
(wet), и идущего напрямую в микс (dry), было всегда одинаковым: оно
определяется как раз положением ручки посыла. Посылы на монитор
используются чаще всего в концертной работе: монитор - это колонка,
стоящая на сцене и звучащая "в сторону" музыкантов. (Баланс
инструментов в мониторах может быть иным, нежели в зале.) В студийной
работе "мониторные" посылы тоже бывают полезны - например, для
формирования специального микса в наушниках исполнителя.
Недорогие пульты обычно имеют два посыла - один жестко постфейдерный
и один переключаемый в пре- или пост- режим. Более продвинутые консоли
предлагают до восьми посылов на канал. Иногда они собираются в группы.
К примеру, в канале можно использовать посылы 1?2 и вместе с ними по
выбору 3?4 или 5?6. Кроме того, часто встречается мастер-регулятор
уровня посыла - он просто регулирует сигнал на соответствующем выходе
пульта. В большинстве пультов посылы обычно исключительно
монофонические. Исключения весьма редки - а жаль, стереопосылы иногда
бывают весьма кстати. Наконец, надо отметить, что кнопка Mute канала
обычно влияет на постфейдерные посылы и не влияет на префейдерные. Это
довольно естественно, согласитесь - фактически Mute имеет тот же смысл,
что передвижение фейдера канала в нижнюю позицию.
Логически к посылам же относятся и возвраты. Как правило, наличие у
пульта двух посылов (то есть двух моновыходов) подразумевает наличие
двух же возвратов - почти всегда стерео. Как правило, но не
обязательно. Ведь, по сути, возвраты - просто дополнительные упрощенные
входы пульта. В них не бывает эквалайзеров и панорамирования: в
большинстве случаев все, чем располагает возврат - это регулировка
уровня. Некоторые пульты предлагают возможность отправить сигнал с
возврата в другой посыл. (Это позволяет направить выход эффекта в
другой эффект, например. Или в мониторы.) Иногда (в пультах с
подгруппами) возможно выбирать, в какую подгруппу направляется сигнал
возврата. Как правило, этим возможности управления возвратом
ограничиваются. Впрочем, если от возврата требуется что-то еще
(например, эквалайзер), в качестве его можно использовать просто
линейку пульта. Надо лишь быть осторожным, чтобы случайно не отправить
выход эффекта на его же вход, задействовав в линейке соответствующий
посыл.
Подгруппы
Подгруппы представляют собой дополнительные (как правило - стерео)
миксы пульта. Простые пульты не имеют подгрупп вообще или (как младшие
Mackie и Behringer) используют клавишу Mute для направления сигнала в
единственную подгруппу. Старшие модели могут иметь 3?4 стереомикса и
специальные переключатели на канале, с помощью которых можно выбирать,
в какую подгруппу канал направляется.
Функционально подгруппы отличаются от мастер-микса лишь тем, что
выход подгруппы можно, в свою очередь, направить в мастер. А вот мастер
в подгруппу уже нельзя. Кроме того, подгруппы всегда имеют
самостоятельные выходы. В домашней (да и в любой, в принципе) студии
подгруппу удобно использовать для направления инструмента (или
нескольких инструментов сразу) на вход звуковой карты для записи. Есть
и другие варианты использования подгрупп, но они больше относятся к
работе на концертах. К примеру, в подгруппу удобно собрать все каналы,
озвучивающие ударную установку. Тогда фейдером подгруппы можно будет
регулировать уровень всей установки сразу, а фейдерами собранных в нее
каналов - отдельные барабаны и тарелки.
Пример: микшерный пульт Behringer UB2222FX
Мастер-секция пульта
Блок
AUX SENDS содержит регуляторы выходного уровня трех посылов пульта
(третий по умолчанию заведен на встроенный эффект-процессор) и кнопок
Solo для прослушивания сигнала посылов в наушниках или мониторах
аппаратной.
Блок STEREO AUX RETURNS имеет регулировки входного уровня трех
имеющихся возвратов. Дополнительно первые два возврата могут быть
направлены в первый посыл (стрелки to aux send 1 и регуляторы справа),
что подразумевает, например, такую схему включения: первый посыл - в
мониторы, второй и третий - в эффекты, причем эффекты "отдают" сигнал
на возвраты 1 и 2. А не 2 и 3! Третий возврат (по умолчанию он
принимает сигнал со встроенного эффект-процессора) может быть направлен
в главный микс или в подгруппы 1?2 (они в данном случае рассматриваются
как стереопара). При необходимости выход встроенного процессора (он
выведен на специальный разъем) может быть перекоммутирован внешним
проводом в 1 или 2 возврат (чтобы обеспечить посыл его в мониторы, как
сказано выше). Кроме того, в специальный разъем можно подключить педаль
для дистанционного управления эффект-процессором - например, со сцены.
Блок SOURCE выбирает источники для прослушивания в мониторах
аппаратной и наушниках - сверху вниз это выход магнитофона (TAPE),
подгруппы 1?2 (опять же, рассматриваются как стереопара) и главный
микс. Справа - регулятор уровня звука в наушниках и мониторах
аппаратной и индикаторы его уровня. Кнопка TAPE TO MAIN подключает
магнитофон (разъемы Tape input) в основной микс.
Индикаторы MAIN SOLO и PFL отражают включение соответствующего
режима (кнопкой SOLO в каком-либо месте пульта), а переключатель MODE
задает режим "солирования" - Pre-Fader Listen или обычное соло канала.
Фейдеры
SUB регулируют уровень сигнала подгруппы, а четыре переключатели над
ними позволяют направить любую подгруппу в любой канал стереомикса. При
использовании подгрупп как стереопары задействуются, очевидно,
переключатели LEFT в подгруппе 1 и RIGHT в подгруппе 2. Включив же все
четыре переключателя, можно направить каждую подгруппу в центр
стереомикса - тогда в вашем распоряжении будут две монофонических
подгруппы. Еще один нетривиальный вариант - внешним кабелем
закоммутировать выход подгруппы на вход монофонического канала,
направленного, очевидно, в основной микс. Тогда подгруппу можно будет
спанорамировать "по вкусу" или применить к ее сигналу эквалайзер.
Наконец, фейдеры MAIN MIX определяют уровень сигнала основного микса на выходе пульта.
Линейки пульта
Сверху
вниз: эквалайзер с одним параметрическим модулем ("серединой") и двумя
шельфами - центральную частоту (но не добротность) параметрического
модуля можно регулировать, а частоты фиксированных полос написаны рядом
с регуляторами.
Регуляторы посылов. Первый посыл подписан как MON (мониторный), что
говорит о том, что этот посыл - префейдерный. Второй посыл
переключается по желанию в пре- или пост-режим кнопкой PRE. Третий -
постфейдерный и стандартно заведен на встроенный эффект. Это - очень
простая и гибкая схема. Она позволяет в студии работать с двумя
эффектами сразу (посылы 2 и 3 в режиме постфейдер) или - на концерте -
с одним эффектом и двумя мониторными выходами (посылы 1 и 2 в режиме
префейдер).
Далее - регулятор стереопанорамы, клавиша Mute выключения канала
(префейдерные посылы она не выключает) и кнопка Solo включения
солирования канала или режима PFL для него (зависит от положения
переключателя MODE в мастер-секции). Наконец, кнопки SUB и MAIN для
направления канала в основной микс и/или подгруппы 1?2. Отметим, что
если подгруппы используются как стереопара - регулятор панорамы
действует обычным образом. Но если вам нужны две отдельных
моноподгруппы, то у каналов, направляемых в подгруппу 1, регулятор
панорамы выкручивается до конца влево, а в подгруппу 2 - вправо.
Результат - две моноподгруппы вместо стереопары.
Стереофоническая линейка отличается от моно только эквалайзером.
Вместо одной параметрической "середины" в стереоканале использованы две
фиксированные среднечастотные полосы - так называемые "верхняя и нижняя
середины".
Источник: http://www.homepc.ru/offline/2004/98/35310/ |