Мониторинг
Даже самые простые пульты обычно имеют подсистему мониторинга. Выход
ее подключается к разъему для наушников звукооператора и разъемам,
поименованным Control Room, Local Monitor и т.п. Предполагается, что
сигнал с этих выходов слышит только звукооператор, и никто иной. В
нормальной ситуации сигнал на мониторном выходе (он же, как правило,
идет и на индикатор уровня сигнала) совпадает с мастер-миксом. Но при
желании звукооператор может направить в свои мониторы или наушники
сигнал любого канала - причем сигнал до фейдера. Это и называется
Pre-Fader Listen, PFL. Во-первых, PFL позволяет, не нарушая работы
других каналов, послушать любой из входов пульта - даже заглушенный
кнопкой Mute или фейдером. Во-вторых, режим PFL применяется при
настройке канала - в этом случае на вход канала подают сигнал обычного
уровня, включают его в режим PFL (обычно - это кнопка Solo/PFL канала)
и регулятором чувствительности канала (не фейдером!) настраивают 0 Дб
по индикатору уровня канала. Если настроить таким образом все каналы,
работать с пультом будет удобнее - одинаковое положение фейдеров
каналов будет соответствовать одинаковой их громкости.
Продвинутые пульты позволяют направить в мониторы сигнал не только
какого-либо канала пульта, но и любого посыла, возврата, подгруппы и
вообще практически любого входа или выхода. Большинство пультов, помимо
PFL (который, кстати, работает обычно в монофоническом режиме)
предлагают и AFL - After-Fader Listen, он же Solo. Очевидно, в режиме
AFL на уровень звука влияет и фейдер канала тоже. Этот режим
используется при собственно микшировании для прослушивания канала (с
учетом всех его настроек - фейдера, панорамы) персонально.
2TK/Tape
Эта часть присутствует практически во всех пультах от самых
копеечных до монстров размером в два стола. Она предназначена для
подключения двухдорожечного магнитофона. Обычно стереопара Tape Output
(разъемы типа RCA для удобства подключения бытовой техники) просто
дублирует основной выход пульта. Вход Tape Input в зависимости от типа
пульта может быть направлен в Control Room/наушники или на основной
выход пульта. Некоторые пульты, предназначенные для озвучивания клубов,
позволяют подавать сигнал с Tape Input на выход пульта даже в обход
мастер-фейдера. Смысл в том, что когда музыканты на сцене заканчивают
выступление, звукооператор убирает мастер-фейдер в ноль и дает фоновую
музыку из магнитофона.
Встроенный эффект-процессор
Многие недорогие пульты выпускаются в модификации с
эффект-процессором "на борту". Обычно этот процессор - весьма
умеренного качества и применять его в записи нежелательно. Тем не
менее, для "размачивания" реверберацией слишком сухого звука в
наушниках исполнителя или мониторах и для небольших концертов такой
процессор вполне пригоден. Как правило, встроенный эффект
закоммутирован на последний посыл и возврат пульта, но может быть
отсоединен подключением в соответствующий возврат внешнего источника
сигнала. Иногда вход-выход эффекта выведен на отдельные разъемы, что
позволяет задействовать его отдельно от остальной части пульта. Или же,
например, включить в разрыв одного из каналов того же пульта.
Генератор шума и синусоиды
Даже небольшие пульты серьезных производителей иногда включают в
себя встроенный источник розового шума и/или синусоиды частотой в 1
кГц. В студийной работе это практически бесполезно (особенно при
наличии такого источника чего угодно, как компьютер), а на концертах -
помогает отладить звук.
Mackie 1202 VLZ Pro ($520)
В
отличие от многих менее честных производителей, Mackie "засчитывает" в
наименовании пульта только реальные входные каналы. 1202 содержит 4
стерео (x2=8) и 4 моноканала - итого 12 входных разъемов. Два посыла
(первый - по выбору пре- или постфейдерный, второй - только пост)
позволяют в студии использовать два эффект-процессора или сделать
отдельный мониторный микс. Кнопка Mute направляет сигнал в отдельную
шину, которую удобно направить на вход звуковой карты. Эквалайзеры
непараметрические, с одной средней полосой.
Минусы: нет регулировки чувствительности на стереоканалах. Нет параметрической эквализации. Только PFL - нет обычного Solo.
Mackie LM 3204
Ныне не выпускается, но до сих пор ценится как самый компактный,
многоканальный, полностью стереофонический микшер - 16 стереоканалов в
рэковом исполнении. Функционально аналогичен Mackie 1202 (включая
подгруппу Alt 3?4, активируемую кнопкой Mute), но все посылы -
постфейдер (что очень уместно в студии), причем посылов 4 (одновременно
в канале могут быть использованы лишь два). Нечетные посылы -
стереофонические. Все возвраты - стерео, причем третий может быть
использован для "замеса" подгруппы в основной микс, а четвертый можно
направить в Control Room. Фейдер Control Room и регулятор уровня
наушников раздельные, что, опять же, чрезвычайно удобно в студии и
позволяет убирать звук в мониторах, оставляя его в наушниках. Ко всему
этому в пульт входят два совершенно независимых ни от чего микрофонных
предусилителя, которые можно внешними проводами подключить на любые
входы пульта или использовать самостоятельно.
Плюсы: Огромное количество стереовходов. Есть стереофонические посылы. Продуманная под студийную работу структура.
Минусы: плохо применим в концертной работе из-за отсутствия префейдерных посылов.
Behringer UB1622FX-PRO ($300)
Похож
на Mackie 1202. Отличия: параметрическая середина на моноканалах и две
фиксированных середины на стерео. Встроенный эффект-процессор. Обратите
внимание, Behringer засчитывает в число каналов (в наименовании
заявлено 16) и возвраты - то есть 4 моноканала +4 стерео (x2)+2
стереовозврата (x2) - по-беринджеровски получается 16.
Плюсы: Параметрическая эквализация. Чрезвычайно приятная цена.
Минусы: Марка Behringer считается несерьезной. Я предпочитаю не комментировать этот момент.
Soundcraft Spirit FX8 ($669)
Восемь
моноканалов, два полных стерео, два урезанных (только регулировка
уровня) стерео. Три посыла - префейдерный, переключаемый и
постфейдерный на встроенный эффект (между прочим - эффекты поставляет
Lexicon, компания весьма именитая). Стереоподгруппа. На каналах 1?8
есть прямые выходы, на всех моноканалах - инсерты.
Плюсы: Эффекты от Lexicon.
Минусы: маловато стереоканалов. Урезанные стереоканалы ограниченно применимы.
Nady MXE-1212 ($300)
4
моно, 4 стереоканала, 7-полосный эквалайзер в мастер-секции, инсерты на
моноканалах, регулировка чувствительности на всех каналах включая
стерео, два постфейдерных посыла - один из них жестко занят встроенным
эффект-процессором.
Плюсы: эквалайзер.
Минусы: невозможность отказа от встроенного процессора эффектов.
Использование пульта в домашней студии (на примере пульта Mackie 1202)
Входы линеек подключить по вкусу. 4 монофонических канала
ориентированы на работу с микрофонами, а при отсутствии таковых эти
каналы можно использовать под драм-машину с 4 выходами. Подключите в
1?2 каналы основную стереопару драм-машины, а в 3?4 - дополнительную.
На дополнительный выход драм-машины назначьте, например, рабочий
барабан и хет, разведя их "до упора" влево и вправо по стереопанораме.
Тогда канал 3 будет регулировать звук и панораму рабочего барабана, 4 -
хета, а 1?2 - остальных ударных. Как вариант, каналы 1?2 можно оставить
для микрофонов, а стереовыход драм-машины включить в стереоканал 5?6.
Отметим, включение ее в каналы 1?2 дает дополнительное преимущество -
во-первых, регуляторами панорамы можно будет менять ширину стереобазы
ударной установки; во-вторых, теми же регуляторами можно легко
"развернуть" ее в пространстве на 180 градусов. Это иногда необходимо:
при записи барабанов в наушниках барабанщика хай-хет должен быть слева,
а в финальном миксе его желательно располагать справа - там, где его
обычно слышно при живом исполнении.
Оба
посыла будем использовать для эффектов, так как потребности в отдельном
мониторном миксе у нас нет. Для этого переключим первый посыл в
постфейдерный режим. Выход эффектов уместно включить во второй возврат
пульта. К примеру, популярный в настоящее время процессор TC M300
позволяет два входа назначить на разные эффекты, а сумму их сигналов
выдает на одну стереопару, занимая, соответственно, два посыла пульта и
один возврат.
В оставшийся возврат подключим выход звуковой карты
компьютера, а на вход ее подключим шину Alt 3?4 дополнительного микса.
Во-первых, это гарантирует нас от попадания выходного сигнала карты на
ее вход; во-вторых, позволит выбирать кнопкой Mute/Alt 3?4 инструменты,
которые мы будем записывать.
В основной выход пульта включим
усилитель, в выход наушников - естественно, наушники. При таком
использовании пульта невозможно прослушивать в наушниках основной микс,
не подавая его в колонки. Это довольно неудобно в двух случаях - при
записи акустических инструментов и при ночной работе. В документации на
пульт описана несложная его модификация (Main mix source mod), которая
в корне меняет дело: после перепайки пульта согласно этой модификации
левый регулятор мастер-секции (CTL ROOM/SUBMIX) будет регулировать звук
в наушниках независимо от правого. Это позволит оперативно включать и
выключать общий звук правым регулятором.