Ударная установка - вещь масштабная. И - громкая. Мощность ее звука
соизмерима с двухсотваттной колонкой, если, конечно, барабанщик не слаб
в коленках. Все это хорошо на небольших концертах, так как позволяет
барабанщику обходиться без усилителей. Однако в домашней студии даже
умеренного размера "кухня" (так ударную установку зовут музыканты)
оказывается весьма неуместна.
Неуместна буквально! Так как занимает ужасно много места. Да и
соседи ей не рады - в наушники звук ударной установки не запихаешь. И,
наконец, запись акустических ударных - дело не для слабонервных. В
приличных студиях используют по одному микрофону на каждый барабан,
плюс нижний микрофон для барабана рабочего и - пара "оверхедов" для
общей картины. Итого - 10?15 микрофонов. Съедят любой бюджет и не
заметят!
Очевидно, что для домашней студии акустические ударные - не решение.
Как правило, большинство музыкантов останавливается на самом простом
варианте замены - драм-машинке. Или даже синтезируют барабаны с помощью
звуковой карты компьютера. Этот вариант прост и недорог, но - барабаны
выходят однообразными, неживыми. А ведь это - тонкий и очень важный в
современной музыке инструмент. Хорошие ударные способны внести энергию
и сочность, нарисовать нежный и подвижный ритм, подчеркнуть тонкие
акценты произведения, красиво "подготовить" сольные партии. Даже
умеренное владение ударной установкой вносит существенное разнообразие
в музыку. И потому продвинутые домашние студии оснащаются электронными
ударными установками.
Состоит такая установка из барабанного синтезатора со входами для
датчиков и, собственно, самих датчиков. Самый популярный на сегодня
барабанный синтезатор этого класса - Alesis D4.
D4 - это простой и недорогой ($100?150 на вторичном рынке)
барабанный сэмплер с "зашитыми" сэмплами. Основной его плюс - в наличии
12 входов для аналогового управления. Конечно, синтезатор управляется и
по MIDI, но это - дело обычное. А вот аналоговые входы - ключ к победе.
Каждый из них может принимать сигнал с датчика и запускать (сообразно
его амплитуде) воспроизведение сэмпла. Точнее - аналоговые входы
генерируют миди-события, а уж они вызывают отклик в собственно
синтезаторе. Мало того - события эти попадают и на миди-выход, а значит
- их можно записать в секвенсор, отредактировать и т.п.
Впрочем,
одних лишь входов мало - что-то к ним нужно и подключить. На сленге
"электронных" музыкантов это что-то называется "пэд". Барабанный
датчик. Внешне напоминает собственно барабан, но сам по себе почти не
звучит и снизу у него - разъем. Соединение этого разъема со входом D4
оживляет датчик - удар по нему заставляет синтезатор звучать. Любым
нужным вам звуком - от "бочки" до? да хоть до пианино - все зависит от
синтезатора.
Кстати - о "бочке". (Так на сленге зовется стоящий вертикально
барабан неприлично большого размера.) Играют на ней, вообще говоря,
педалью - так что обычный пэд тут не совсем уместен. Вместо него
используется специального вида датчик, рассчитанный на "колотушку" с
педалью. Такой вот особо терпеливый датчик - уж больно сильно по нему
колотушка прохаживается?
Третий вид подключаемого к D4 оборудования - педаль. Она будет
заведовать работой хай-хета. (Это такая двойная тарелка, которая стоит
у барабанщика слева, а лупит он по ней обычно правой палочкой. Так уж
заведено.) Соответственно, стоять ей под левой ногой исполнителя.
Остальное - барабаны и тарелки, которые представлены в нашем случае
примерно одинаковыми датчиками. Пройдемся по составу обычной ударной
установки. Рабочий, он же - малый барабан. Находится прямо перед
музыкантом, в акустическом исполнении имеет снизу пружины для получения
более протяжного звука. "Бочка", она же - большой барабан. См. выше.
Том-томы, от 2 до 5 штук. В полном наборе первые три тома (альты)
расположены над малым барабаном веером, два наиболее крупных (кодовое
имя - "пеньки") стоят справа на своих ногах. В компактных установках
ограничиваются парой томов - одним альтом и одним "пеньком".
Хай-хет - сдвоенная тарелка с педалью. Педаль позволяет прижимать верхнюю тарелочку к нижней, что укорачивает звук.
Тарелка "райд" - относительно короткий светлый звук, часто используется вместо хета в припевах и энергичных проигрышах.
Тарелка "крэш" - длинный сочный звук. Именно в нее, несчастную, долбят со всей силы в кульминационные моменты.
Остальное встречается реже. Из наиболее популярных отметим каубэлл (коровий колокольчик), "китайскую" тарелку и бонги.
В случае применения более продвинутых барабанных синтезаторов и
дорогих фирменных датчиков электронные ударные способны на многое, но
мы рассматриваем бюджетный вариант и об изысках на этот раз забудем. Из
чего должна состоять наша установка? Можно ли строить ее по частям?
Практика показывает, что уже два датчика (рабочий барабан и хет) плюс
педаль хета позволяют существенно разнообразить барабанные партии. Так
что это и есть наш минимум. Бочку при таком раскладе придется играть
отдельно, с клавиатуры.
По мере возможности к этому комплекту будем добавлять:
- педаль бочки, первый том и райд. Это позволит играть более
интересную основу ритма (теперь мы можем нормально играть и на
бас-бочке тоже), менять звучание в припеве и бриджах (райд) и выполнять
более интересные сбивки (том). В сбивках можно считать райд вторым
томом и варьировать партии с его помощью - потребуется либо перекинуть
в секвенсоре записанные удары по райду на том, или (если записывать
сбивки отдельно) временно просто переключить датчик райда в другой вход
синтезатора;
- еще один том и крэш. Это уже - довольно полноценная ударная установка.
- и еще один том. Далее - по вкусу, в зависимости от того, что вам чаще нужно использовать.
Датчики, педали и прочее
На рынке музыкальной техники представлено довольно много датчиков.
Их производят "Роланд", "Ямаха", а на вторичном рынке ходят "пэды" от
электронных барабанов "Лель". (Впрочем, не так давно "Лель" возобновил
производство электронных ударных и выкатил на суд музыкантов полный
комплект из датчиков и синтезатора.) Надо отметить, что датчики "Лель"
вполне пригодны и не уступают дешевым моделям "Роланда" и "Ямахи".
"Лель" выпускает крупные и не очень страшные на вид датчики весьма
умеренной стоимости. Обычно их можно найти по $50?70 за пару, причем в
комплекте будет странная, но приемлемая стойка и еще более странный, ни
на что не годный аналоговый синтезатор.
Датчики от "Роланда", "Ямахи" и др. обходятся заметно дороже.
Простенький PD-6 (8,5 дюйма) стоит $60 сам по себе (новый), без стоек.
Датчик бас-бочки - Roland KD-7 ($100). Сам по себе его использовать
нельзя, для него потребуется стандартная педаль для бас-бочки. Для
нечастых домашних экзерсисов вполне можно обойтись китайской педалью за
$30, но если вы будете играть много и часто - лучше подумать о более
удобном и прочном варианте. Для игры с двумя бочками (тяжелые стили),
очевидно, потребуется два таких датчика и две педали или кардан.
Педаль
хета - практически любая. Вполне подходит "лягушка", которую в любом
музыкальном магазине предложат за 7?10 долларов. Фирменная
"Роландовская" педаль хай-хета (FD-7 Hi-Hat Controller - $140) тут
будет, пожалуй, перебором.
Описанная ударная установка в умелых руках способна весьма на
многое, однако, безусловно, неидеальна и уступает настоящей,
акустической. В известной степени это поправимо. Для начала необходимо
заменить простенький Alesis D4 на более серьезный барабанный синтезатор
из более-менее современных "Роландов" или "Ямах". Затем появится
возможность применять так называемые двухзонные (с некоторыми
синтезаторами - и трехзонные) пэды, способные учитывать более мелкие
нюансы игры. Но это - уже совсем другая история.
Для
экономных музыкантов с руками есть совсем необычный вариант: пэд можно
собрать самому. Для этого потребуется пьезодатчик (CBD-2740BB, 11
рублей в магазине "Чип и Дип"),
два куска плотной резины и немного поролона. Процесс изготовления до
неприличия прост. Припаять к датчику экранированный провод с "джеком"
на другом конце. Вырезать из резины нужной формы пэд дважды, сложить
верх и низ, просверлить 3?5 отверстий по углам, вложить пьезодатчик,
проложив его снизу поролоном, свинтить винтами М4. Провод втыкаем в D4,
настраиваем чувствительность. Остается вопрос крепления нашего творения
на стойку, но это уж придется придумывать по месту. Цена такого датчика
вряд ли превысит пять долларов. Стойка, наверное, встанет дороже. В
качестве рабочего барабана и хета я бы самодельные датчики не
рекомендовал, а вот на редко используемые элементы ударной установки он
сгодится.
Источник: http://offline.homepc.ru/2004/98/35307/ |