Воскресенье, 19.05.2024, 07:45
Приветствую Вас Заглянувший | RSS Главная | Регистрация | Вход
МУЗЫКАНТАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ
Меню сайта

Категории раздела
Запись в домашних условиях [13]
Коллективы [3]
Концерты [2]
Студия звукозаписи [7]
легендарные инструменты [8]
реставрационная [4]

Наш опрос
на каком инструменте Вы хотите научится играть?
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Rambler's Top100
Главная » Статьи » легендарные инструменты

Gibson Les Paul - история Часть 1

Les Paul - человек и легенда

Лес Пол (полное имя - Лестер Уильям Полфус) родился 15 июня 1915 года в Ваукеша, штат Висконсин. Он начал свою профессиональную карьеру талантливым гитаристом-подростком; в 17 лет он уже выступал в передачах местных радиостанций, играя под именем Рубарб Рэд кантри, а позже добавив в свой репертуар ритм-н-блюз и джаз.

Скоро стало ясно, что его амбиции не будут ограничиваться исключительно музыкой. Лестер имел прирожденные технические способности, которые он применял не только в музыке, но также и в изготовлении своих собственных музыкальных и электронных приспособлений. Позже, ему повезло предложить несколько музыкальных изобретений в нужное время и в нужном месте, и историки сегодня раздумывают, считать Леса Пола музыкантом или же изобретателем. Обычно они сходятся на том и другом.

Как и большинство исполнителей того времени, молодой Лестер вскоре заинтересовался идеей усиления своей гитары. Он вспоминает, что в отроческие годы он пытался усилить гитару "втыкая в нее иглу фонографа". Вскоре после этого, он применил старый телефон и радио своих родителей к своей одинокой гитаре, чтобы привлечь внимание публики на концерте в местном баре.

Другие думали в том же, разве что в несколько менее экстремальном ключе. В начале 30-х калифорнийская гитарная компания Rickenbacker была одним из первых небольших производителей, кто предложил электрическую версию стил-гитары. Ее клали на колени и играли, двигая стальную пластинку по высоко поднятым струнам.

Примерно в это же время такие компании как Riclenbacker, National и другие также начали продавать инструменты с электрическими звукоснимателями и соответствующими регуляторами, встроенными в обычную "испанскую" акустическую гитару. В середине 30-х годов, одна из наиболее успешных компаний, производящих гитары - Gibson, из города Каламазу, Мичиган - вошла на рынок "акустик с усилением" со своей моделью ES-150 и сопутствующим усилителем, точно также поступил и их основной конкурент Epiphone.

К этому времени Лестер Полфус окончательно принял сокращенный вариант своего имени - Лес Пол (Les Paul). В конце 30-х, новое джазовое трио Пола выступало на нью-йоркском радио в шоу Фреда Воринга, а также с биг-бэндом Бена Берни. Сперва Пол играл на гитаре Gibson (его можно видеть в их каталоге 1937 года под именем Рубарба Рэда, играющим на Super 400, хотя он предпочитал L5). Позже он перешел на Epiphone. Компания находилась в Нью-Йорке и была основано греком Эпаминондасом Статопуло. (Имя было сокращено до Epi; а добавив "звук" по-гречески он получил Epiphone).

"Бревно" Леса Пола

Лес Пол тешил свой интерес к электрическим инструментам и тягу к техническим экспериментам, дорабатывая и модифицируя свою гитару Epiphone. Он рассказывает о том, как имел обыкновение примерно в 1940 году приходить по выходным на безлюдную фабрику Epiphone и возиться с тем, что он называл "бревном". "Каждое воскресенье я приходил туда и работал… Epiphone удивились, что это за чертовщина? А я ответил, это бревно, гитара со сплошным корпусом.

Прозвище "бревно" ("The Log") возникло из-за соснового блока с сечением 4 на 4 дюйма, которые Пол вставил между половинами распиленного вдоль корпуса гитары. Используя металические скобы, Пол прикрепил гриф к сосновому "бревну", на которое он поместил пару неуклюжих самодельных звукоснимателей. Немного позже он переделал еще второй и третий Epiphone, которые он называл "драндулетами", на этот раз - разрезав их корпуса, чтобы вставить в них укрепляющие металлические скобы, и снова украсив их своими собственными звукоснимателями. Несмотря на свое "самопальное" происхождение, полуакустическое "бревно" и модифицированные "драндулеты" часто сопутствовали Лесу Полу на сцене и в студии в 40-х и начале 50-х годов.

Пол был не одинок в своих исследованиях. Несколько независимых исследований возможности создания электрогитар с цельным корпусом были предприняты в то время и в других местах Америки, не в последнюю очередь калифорнийскими производителями Rickenbacker, National, Bigsby и Fender. Идея гитары с цельным корпусом была привлекательной: она заменила бы трудоемкую по конструкции акустическую гитару корпусом, сделанным из дерева или другого материала, достаточно твердого, чтобы нести на себе струны и звукосниматели. Сплошной корпус укротил бы надоедливые "заводки" усиливаемых акустических гитар. Он также уменьшил бы влияние корпуса на звук гитары в целом, более точно воспроизводя звук и сустейн струн.

В 40-х годах Пол задумал предложить свою идею "бревна" крупной компании, чтобы посмотреть, может ли он вызвать интерес к ее коммерческому потенциалу. Он решил это, как раз в то время, когда оказалось, что Epiphone в состоянии на тот день не могли стать серьезной силой в гитарном мире. Он помнит свой трезвый расчет: "Gibson были лидерами бизнеса, именно к ним я хотел пойти".

От Орвилла до Мориса

Компания Gibson была безусловно большой и, без сомнения, успешной. Орвилл Гибсон родился в 1856 в семье эмигранта из Британии в Штаты, а делать струнные инструменты в Каламазу, Мичиган он начал примерно в 1890-х годах. Его необычное, но эффективное, применение выгнутых дек и боков в гитарах и мандолин привлекало внимание, и в 1902 успешный изготовитель официально создал первую компанию Gibson. Статус Gibson постоянно повышался, и компания завоевала непоколебимую репутацию среди музыкантов, благодаря отменным, привлекательным инструментам, в частности мандолины Gibson способствовали достижению широкой популярности.

Но и гитара тоже стала приобретать все больший вес в 1920-х и 1930-х годах, и было понятно, что любая компания, стремящаяся к вниманию со стороны гитаристов должна быть заметна в этой области, как изобретательная и смотрящая вперед. Gibson мы обязаны многим новаторским решениям для шестиструнок, включая анкерный стержень для усиления грифа (сегодня неотъемлемая часть гитары). Благодаря изобретательности своих одаренных работников, таких, как Ллойд Лоар, Gibson также установил личные стандарты, такие как L5 в начале 20-х. Такие новшества модели, как эфы и "подвешенная" накладка на корпусе, практически определили внешний вид и звук ранних гитар типа "archtop". На ней играли во многих стилях, основным из которых был "салонный джаз", воплощением которого можно считать несравненного Эдди Лэнга (оказавшего, между прочим, сильное влияние на Пола).

По мере того, как исполнители требовали от гитар все большей громкости, Gibson старательно увеличивали размеры своих инструментов, представив в середине 30-х огромный арк-топ Super 400, а также акустики с плоским верхом - jumbo - такие, как впечатляющая модель J200.

Контрольный пакет акций Gibson был приобретен в 1944 году компанией Chicago Muiscal Instrument Company (CMI), которая 25 годами ранее была образована в Чикаго Морисом Берлином. При новых собственниках Берлин стал и боссом материнской компании Gibson. Генеральный менеджер Gibson Гай Харт остался, а президент компании с момента основания в 1902 году Джон Адамс покинул свой пост. Производственная база Gibson осталась на старом месте - в специально построенной в 1917 году фабрике в Каламазу, индустриальном и торговом центре сельскохозяйственного района примерно посередине между Детройтом и Чикаго. Позже город стал местом расположения новой штаб-квартиры Gibson в составе CMI.

Примерно в 1946 году Пол привез свое грубоватое "бревно" в Чикаго, в CMI Морису Берлину, с целью уговорить его делать такую гитару. Как и следовало ожидать, со всей любезностью, на какую только способен занятой городской бизнесмен, босс Gibson указал Лесу Полу на дверь. "Они смеялись над гитарой", - вспоминает Пол.

Кросби поет, Пол записывает

Через несколько последующих лет Пол стал знаменитым. Во время Второй Мировой войны он служил в Радиослужбе Вооруженных Сил, работая в их штаб-квартире в Голливуде и развлекая войска. Среди певцов, которым он аккомпанировал был Бинг Кросби. После войны Пол записал гитарное сопровождение на хите Кросби "It’s been a long Time", который вышел под названием Bing Crosby With The Les Paul Trio и расширил аудиторию Пола.

"В моем понимании, - сказал Кросби, представляя Пола, как приглашенного гитариста на своем радиошоу в 1947 году, - Лес делает с гитарой именно то, что ей хотелось бы". Кросби проявил живой интерес к новым разработкам в области записи и стал одним из самым первых использовать ленточные рекордеры в своем шоу. Кросби воодушевил Пола на постройку студии в гараже голливудского дома гитариста.

Именно в этой маленькой домашней студии Пол пришел к очень эффективной технологии записи - сперва с дисками, а вскоре и с лентой. Методом Пола было создание нескольких наложений инструментов при помощи рекордеров. Он добавлял новый материал к имеющейся записи на каждом прогоне ленты - метод, разработанный им на гастролях, как средство игры самому с собой. Пол так иногда изменял скорость ленты, что давало невозможно высокие и скоростные пассажи. С этой доморощенной технологией, а позже с настоящим средством наложения звука в виде одного небольшого ленточного рекордера, Пол создал на ленте огромный, волшебный оркестр из множества гитар, играющих запоминающиеся гитарные темы.

Лес Пол и его "Новый Звук" получили контракт с Capitol Records и первый релиз, "Lover", вошел в списки популярности под номером 21 в 1948 году. Но Пол был не одинок: певица Патти Пэйдж в том же году выпустила хит "Confess", используя те же трюки записи, чтобы создать своим голосом целый хор. Через пару лет он достигла еще большего успеха с "The Tennessee Waltz", обойдя в американских чартах версию той же песни в исполнении Леса Пола.

Лес Пол и Мэри Форд

Лес пол стал большой звездой звукозаписи, но после длинного перерыва, потребовавшегося, чтобы оправиться от автомобильной аварии, он достиг еще большей популярности, когда подключил к своему выступлению певицу Мэри Форд. Пол знал Форд (настоящее имя Колин Саммерс) с 1945 года, но их отношения были узаконены только в 1949 году.

Этот брак (второй для Пола) был заключен в декабре, а в следующем году дуэт выпустил свою первую совместную запись "Cryin’/Dry My Tears". Гитара, а также теперь еще и голос, прошли через процесс многократной записи, и Лес Пол с Мэри Форд выдали череду больших хитов. Это были:

"The Tennessee Waltz" (6 место в чартах США в 1950 году),
"How High The Moon" (номер один в 1951 году),
"The World Is Falling For The Sunrise" (номер 2 в 1951 году),
"Tiger Rag" (номер 2, 1952),
"Bye Bye Blues" (номер 5, 1953),
"I’m Sitting On The Top Of The World" (номер 10, 1953),
"I’m No Fool To Care" (номер 6, 1954).

Дуэт выступал на множестве передач и концертов, и их можно было слышать на NBC Radio в Les Paul Show каждую неделю в течение полугода в 1949-50 годах. Они выступали в телесериале Les Paul & Mary Ford At Home, который вышел в эфир в 1953 году, и в течение нескольких лет его снимали в их новом доме в Мава, Нью Джерси. Под конец 50-х годов Лес Пол и Мэри Форд, "Музыкальные Любимцы Америки" были звездами первой величины.

Сначала Fender

В 1950 маленькая калифорнийская компания, которая производила усилители и электрические стил-гитары, неожиданно открыла новый рынок, предложив первую в мире доступную коммерчески электрическую "испанскую" гитару со сплошным корпусом. Этот новаторский музыкальный инструмент сперва назывался Fender Esquire или Broadcaster, а вскоре был переименован в Fender Telecaster. Первоначальный всплеск активности Fender не обратил моментально всех гитаристов к гитарам-"доскам". Поначалу электрогитары компании использовались горсткой кантри- и вестерн-гитаристов, в первую очередь из мест неподалеку от фабрики компании в Фуллертоне, Калифорния. Но мало-помалу весть распространялась и восход Fender на вершину рынка электрогитар начался. Такой успех, хотя по началу и скромный, не мог остаться незамеченным другими производителями гитар - включая Gibson в Каламазу.

Тед Маккарти пришел в Gibson в марте 1948 года, проработав перед тем 12 лет в органной компании Wurlitzer, а в 1950 году его назначили президентом Gibson. Маккарти вспоминает, что Морис Берлин, глава материнской компании CMI , наказал ему улучшить дела Gibson, которые пошатнулись после Второй Мировой войны. Gibson пришлось тогда отложить производство большей части музыкальной продукции и взять на себя выполнение правительственного заказа по работе над радарами, что принесло компании три награды от армии и флота.

Маккарти говорит, что компании в послевоенные годы оказалось сложно вернуться к полномасштабному производству гитар. Его первыми задачами, когда он к ней присоединился, было повысить эффективность руководства, увеличить отдачу от бизнеса и расширить внутренние связи. "Я пришел туда 15 марта 1948 года", - вспоминает он, - "и мы терпели убытки в марте, терпели убытки в апреле, получили прибыль в мая и получали ее на протяжении последующих 18 месяцев, что я там проработал". В 1950 году линейка электрогитар Gibson насчитывала семь моделей: ES125 за $97.50, ES140, ES150, ES175, ES300, ES375 и ЕS5 за $375. Конечно это все были "акустики с усилением" - с полым корпусом, выгнутым верхом и эфами.

Затем у Fender появилась электрогитара со сплошным корпусом. Маккарти вспоминает реакцию Gibson: "Мы наблюдали за тем, что делали Fender, понимая, что они завоевывают на Западе популярность. Я следил и следил за ними и сказал, что нам надо войти в этот бизнес. Мы даем им фору, они единственные, кто делают такую гитару с таким, пронзительным звуком, что нравится парням, играющим кантри-энд-вестерн. Мы обговорили это и решили сделать такую же…

И вот мы начали делать гитару со сплошным корпусом сами. Нам пришлось многому научиться в отношении "досок". Они отличаются от акустических. По-другому сделаны, по-другому звучат, по-другому откликаются".

Тед Маккарти говорит, что Gibson начали работу над своей гитарой с цельным корпусом вскоре после появления в 1950 году Fender Broadcaster, и что проектом занимались Маккарти и главные инженеры компании. "Мы проектировали гитары. И мы стали пытаться узнать что-то в отношении цельных корпусов", - говорит Маккарти, - "Я работал с остальными инженерами и мы усаживались, как в бункер, и говорили об этой гитаре: давайте сделаем то, давайте сделаем это".

На вопрос, сколько именно людей были вовлечены в работу над этим инструментом, который должен был стать Gibson Les Paul, Маккарти отвечает: "Нас было, быть может, четверо. Я сам плюс Джон Хьюис (правая рука Маккарти, глава производства), один из парней, отвечавших за дерево и один из главных участников окончательной сборки". Маккарти также упоминает таких сотрудников, как Джулиус Беллсон и Уилбур Маркер, как бывших "в курсе дела", и, возможно, через менеджера по продажам Кларенсом Хавенга происходили консультации с отделом продаж. Маккарти продолжает: "Мы в итоге пришли к гитаре, которая выглядела привлекательно, и как мы понимали имела звук, резонанс и сустейн - но не очень много. Чтобы дойти до этого, нам потребовалось около года".

По-прежнему никто из других производителей гитар не показывал явного интереса в том, чтобы по следам Fender войти на рынок массового производства гитар с цельным корпусом. "Их позиция была: забудьте об этом, потому что любой человек с лобзиком и шаблоном может сделать гитару с цельным корпусом", - говорит Маккарти, - "Как бы то ни было у нас была гитара, и теперь требовался повод для ее производства. И я начал думать… в то время Лес Пол и Мэри Форд были наверное вокальной группой номер один в США. Они зарабатывали по миллиону в год. И зная Леса и Мэри, я решил, что наверное следовало бы показать им эту гитару".

Возвращение парня с веником

Воспоминания Пола несколько отличаются. Он говорит, что Gibson впервые связались с ним в начале 1951 года, вскоре после того, Fender начали делать свои гитары-"доски". Он вспоминает, что Морис Берлин, босс материнской компании Gibson, CMI, поручил своему второму заместителю Марку Карлуччи связаться с парнем, с тем странным "бревном", которое они видели мельком в 40-х годах. "Они сказали, найдите того парня, у которого веник со звукоснимателями", - смеется Пол, - "Они пришли как раз после того, как услышали о том, что делают Fender. А я сказал, вы, парни, немного отстаете от времени, но ладно, приступим".

Пол рассказывал Стефену Пиплсу, который в 1991 году составлял буклет к бокс-сету записей Пола для Capitol, что поле того, как Gibson обратились к нему с интересом в разработке электрогитары со сплошным корпусом, была назначена встреча в штаб-квартире CMI в Чикаго. "Присутствовали Берлин, Карлуччи и юрист CMI Марв Хенриксон, который также представлял Леса", пишет Пиплс и продолжает, - "Они заключили сделку и утвердили спецификации конструкции новой гитары. Затем со всей спешностью началась разработка".

Прототип

Маккарти продолжает свою историю о том, как он пришел, показать первый прототип Gibson Les Paul Полу. Маккарти и бизнес-менеджер Пола Фил Бронштейн принесли прототип туда, где остановились Лес и Мэри - в охотничий домик их друга в Стродсбурге, Пенсильвания, около парка Delaware Water Cap - это было, наверное, в 1951 году. Там они находились вместе с сестрой Форд Кэрол и ее мужем Уолли Кэймином - контрабасистом Пола, и занимались записью, пользуясь преимуществом тишины и изоляции домика. Маккарти говорит, что его целью было заинтересовать Пола в рекламном использовании этой гитары в обмен на отчисления с продаж, то что сейчас называется рекламный контракт или "эндорзмент". Пол также вспоминает, что именно охотничий домик около Строутсбурга был местом, где он увидел первый прототип того, что стало потом Gibson Les Paul.

Маккарти вспоминает, что Полу очень понравился прототип и он сказал Форд: "Я думаю, нам надо к ним присоединиться, а ты что думаешь?", - а она сказала, что ей он тоже нравится. Ни Маккарти ни Пол не помнят точно, но прототип возможно был похож на последующую серийную модель, за тем исключением, что у нее был обычный струнодержатель Gibson того периода (как на Gibson ES350, например) с отдельным бриджем.

К соглашению пришли в тот же вечер, говорит Маккарти: он, Лес Пол и Фил Бронштейн сели и составили контракт. Сперва они сошлись на отчислениях, которые Gibson должны были платить каждые пять лет, за каждую проданную гитару Les Paul. Пол говорит, что размер отчислений составлял пять процентов. Контракт заключался на пять лет.

Маккарти вспоминает: "Фил, бизнес-менеджер Леса, сказал, что он хочет один пункт контракта: Лес Пол должен был согласиться, что не будет играть ни на одной гитаре кроме Gibson в течение действия контракта. Если на четвертый год он бы появился с Gretch, это отменило бы все, и он не получил бы ни цента".

Бронштейн объясняет, что это было вызвано стремлением сэкономить на налоговых отчислениях, и гарантировать деньги для Пола и Форд, когда потребовалось бы получать впоследствии доход от концертов и выступлений. Маккарти также говорит, что в контракте так же был пункт, гласящий, что Пол должен быть консультантом Gibson. "Мы пришли к соглашению тем вечером. У каждого была копия, в которой все было расписано. Лес мог отнести его к своему адвокату, а я - к нашим, и если возникли бы вопросы, мы бы могли бы собраться и их проработать. И знаете, в контракте не было изменено ни единого слова! Я вернулся на фабрику и у нас была модель Les Paul".

Скрипичный подвал

Пол говорит, что он был намного сильнее задействован в разработке гитары Les Paul, чем говорится в истории Маккарти. Пол категорически заявляет: "Я разработал все, кроме выгнутого верха… это было привнесено Морисом Берлином. Мистер Берлин сказал мне, что любит скрипки, отвел меня в свой подвал и показал коллекцию. И он сказал - мы в Gibson имеет кое-что, чего нет ни у кого - станок который может делать корпус гитары выпуклым. Это будет слишком дорого для Fender или для кого-либо, кто захочет делать также. Он сказал - есть ли у меня какие-то соображения, насчет верха, как у скрипки. А я сказал, что это прекрасная идея. Потом они представили меня Тэду Маккарти и подписали соглашения с Gibson".

Но Маккарти непреклонен: "Я точно говорю вам, как мы сделали Les Paul. Мы целый год разрабатывали эту гитару, и Лес никогда ее не видел, пока я не привез ему ее в Пенсильванию".

Изучение фотографий Лес Пола, играющего на гитарах Gibson Les Paul в 50-х годах и позже поучительно. Зачастую они - специально изготовленные инструменты с плоским верхом, в то время как серийные Les Paul имели выгнутый верх. Пол практически всегда каким-то образом модифицировал свои Gibson. Будучи заядлым механиком, он позже написал в буклете своего CD на Capitol Records: "В начале 1953 года Gibson все время заваливали меня гитарами, а я все время потрошил их, модифицируя звукосниматели, бриджи, регуляторы и все что угодно". Пол, само собой, имел свои собственные идеи по поводу того, как должна выглядеть гитара, и во многих отношениях это было противоположно тому, какими получались серийные гитары Gibson Les Paul.

Интересно, что поcле заключения контракта между Полом и Gibson, они попросили Пола заменить логотип на модифицированных моделях Epiphone, которые тот по-прежнему использовал на сцене. "Gibson попросили меня, чтобы пока они будут делать для меня Les Paul, я играл бы на своем Epiphone, но с именем Gibson на нем", - объясняет Пол - "Пластинки с надписью Epiphone можно было просто снять при помощи отвертки. Поэтому я их снял и предложил Теду Маккарти прислать мне наклейки Gibson. Мы прилепили их на гитары, и на них было написано Gibson еще до того, как те вышли на рынок гитар со сплошным корпусом".

Возможно, никогда не будет совершенно ясно, кто и что привнес в оригинальную модель Gibson Les Paul. Что бессомненно, так это то, что признанное мастерство и коммерческий успех Пола в сочетании с весомым авторитетом Gibson в производстве и продаже гитар, дали впечатляющий результат.

Золото Gibson

Новая гитара Les Paul была запущена Gibson в продажу в 1952 году, скорее всего весной, и стоила $210 (на $20 дороже Fender Telecaster). Сегодня эту модель Les Paul практически всегда называют "голдтоп" (gold-top), из-за ее позолоченного верха, и в дальнейшем мы будем называть ее так. В сплошном корпусе голдтопа грамотно использовался выгнутый кленовый верх, приклеенный к основе из красного дерева, этот бутерброд сочетал, глубину красного дерева с ярким звуком клена.

Пол говорит, что золотой цвет оригинальной модели Les Paul был его идеей. "Золото означает богатство", - говорит он, - "дороговизну, превосходство". Gibson делали в 1951 году специальную полностью позолоченную гитару для Пола, чтобы тот подарил ее смертельно больному пациенту, которого он встретил на специальной акции в госпитале в Милуоки. ("Ставили мой усилитель на каталку и толкали ее вперед - мы шли, и Мэри пела людям, а я играл", - говорит Пол). Эта подарочная гитара возможно привела к появлению полностью золотого арктопа ES295 в 1952 году и могла также привести к идее окраски первой модели Les Paul.

Почти все элементы дизайна первых Gibson Les Paul имели прецеденты в ранних моделях. Ее конфигурация с двумя синглами Р-90 и четырьмя ручками (громкость и тембр у каждого датчика) имелись на моделях предыдущих лет L5CES и Super 400CES. Общие очертания корпуса и вклеенный гриф из красного дерева следовали установившимся традициям Gibson, а трапециевидная инкрустация на палисандровой накладке впервые появилась на ES150 в варианте 1950 года.

Несколько акустических гитар Gibson уже появлялись с длинной мензуры, которую компания указывала в 24.75 дюйма. "Длина мензуры" - это удвоенная длина от верхнего порожка до 12 лада, "длина струны" - расстояние от верхнего порожка до седла на бридже. Gibson, похоже, перепутали эти два параметра в 1950 году, и когда они с тех пор говорят в своей литературе, про мензуру в 24.75 дюйма, они имеют ввиду длину струны. В результате длина мензуры первых и большинства последующих моделей Les Paul, на деле ближе к 24.6 дюйма.

В отличие от прототипа, серийная модель выпускалась, комбинируемыми бриджем и струнодержателем с регулируемой высотой. Он имел вид бруска, и к нему были присоединены длинные металлические стержни, крепящие его к нижней кромке гитары. Это устройство было изобретением Леса Пола и изначально предназначалось для использования на арктопах; Gibson также продавали их как отдельный аксессуар.

Самые ранние голдтопы имели очень маленький наклон грифа, гриф крепился к корпусу под довольно небольшим углом, это исключало использование имевшейся фурнитуры Gibson, поэтому новый бридж/струнодержатель был использован как единственный подходящий вариант.

Неправильный, чересчур маленький наклон грифа означал, что струны почти ложились на корпус, когда сходили с грифа. Даже при самой низкой постановке бридж давал слишком большую высоту струн, поэтому у Gibson не было иного выбора, как адаптировать бридж и оборачивать струны вокруг него снизу. Это было прямо противоположно тому, как его предполагалось использовать, поскольку струны должны были заводиться на него сверху, как на арктопах и электроакустиках Gibson, таких как ES295 (1952), а позже - ES225 (1955).

Такая конфигурация на первом голдтопе Les Paul означала, что сустейн страдал, настройка была неточной, а техника пиццикато была практически невозможна. На гитаре явно нельзя было играть, как указал на это Лес Пол. "Они сделали первую гитару неправильно", вспоминает он, "Я не знаю как много раз они ошиблись, чтобы на ней нельзя было бы играть. Когда мне выслали мой экземпляр, я остановил их, сказав, что на ней ничего не сделать. Они пустили струны под бриджем, а не поверх, неправильно поставили гриф - они все напортачили".

Поэтому Gibson быстро отказались от оригинального устройства в пользу нового, специально сделанного бриджа/струнодержателя в виде бруска, крепящегося к верху корпуса на двух опорах с регулируемым верхом. Новое, более стабильное устройство со струнами, обмотанными поверх бриджа, обеспечивало лучшие сустейн и настройку. Также был изменен наклон грифа. В результате получился более приятный и более пригодный инструмент, вышедший около 1953 года.

Черный фрак, порхающие руки

Оригинальный голдтоп начал продаваться хорошо по сравнению с другими моделями Gibson, и Gibson сделали шаг по дальнейшему расширению рынка электрогитар, выпустив в 1954 году две новых модели Les Paul - Custom и Junior. Как говорит Тед Маккарти: "Есть разные исполнители, одним нравится одно, другим - другое. Chevrolet имели множество моделей. Ford имел множество моделей. И мы тоже".

Имевший два звукоснимателя Custom смотрелся очень сильно со своей черной отделкой, множеством окантовки, прямоугольными маркерами на накладке из черного дерева и позолоченной фурнитурой, и, конечно, был дороже чем голдтоп.

Пол говорит, что черный цвет для Custom выбрал он: "Потому, что когда вы на сцене в черном фраке и с черной гитарой, люди видят, как двигаются ваши руки, фокусируясь на них: они видят, как ваши руки порхают".

Более дешевый Junior был сделан и нацелен на начинающих - у него был один звукосниматель и не было выгнутого верха. Он был покрашен в традиционный гибсоновский санберст.

В сентябре 1954 года прайс-лист содержал Les Paul Custom по цене $325 и Les Paul Junior по цене $99.50; голдтоп приподнялся до $225.

Custom имел дающий более мягкий звук корпус полностью из красного дерева, которое лично Лес Пол предпочитал комбинации красное дерево/клен голдтопов. Пол утверждает, что Gibson перепутали всю линейку тембров, поскольку, насколько он был в курсе, более дешевый голдтоп должен был быть только из красного дерева, а более дорогой Custom должен был иметь более трудоемкую комбинацию клена и красного дерева. В каталогах Gibson Les Paul Custom назывался "безладовым чудом", поскольку ладовая проволока использовалась очень низкая, в отличие от ладов на других Les Paul того периода.

Прямоугольные соображения

Помимо обычного Р-90 у бриджа Custom имел звукосниматель нового типа у грифа. Эта модель скоро получила кличку "alnico", навеянную сплавом алюминия, никеля и кобальта из которого были сделаны характерные прямоугольные полюса (хотя alnico не является особенностью именно этого датчика). Он был разработан Сетом Ловером, экспертом по радио и электроннике, который периодически работал с Gibson в 40-х, и ранних 50-х, помимо работ по обучению персонала и наладке оборудования для американского флота.

После нескольких приходов и уходов Ловер вернулся на постоянной основе в департамент электроники Gibson в 1952 году. Ловера попросили предложить звукосниматель, который был бы громче, чем Р-90 Gibson и громче, чем сингл Dynacoil, используемый Gretch (нью-йоркский производитель, конкурент Gibson). Gretch брал свои комплектующие у DeArmond, производителя звукоснимателей из Толедо, Огайо.

Обоснованием для прямоугольных полюсов было простым, вспоминает Ловер. "Я хотел отличаться, я не хотел, чтобы они были круглыми, как у DeArmond. Я не хотел ничего копировать. Если вы собираетсь что-то улучшать, сделайте по-своему", - настаивает он, - "Также, придав им эту форму, я могу поместить винты для регулировки высоты между ними. Но этот датчик, никогда не был особо популярным, поскольку гитаристы, всегда поднимали их слишком близко к струнам… у них получался этот невнятный звук, и он им не нравился".

Custom также был первой моделью, на котором появился новый бридж Gibson Tune-O-Matic, который использовался с отдельным струнодержателем в виде бруска. Разработанный Тэдом Макккарти Tune-O-Matic впервые для Gibson давал возможность индивидуально изменять длину каждой струны, улучшая точность настройки. С 1955 он так же появился и на голдтопе.

Хотя очертания корпуса у Junior оставались прежними, самым очевидным отличием от собратьев по линии Les Paul у него был плоский корпус из красного дерева. Он не выглядел ничем, кроме как дешевой гитарой: У него был один звукосниматель Р-90, ручки громкости и тембра и ровная палисандровая накладка с простыми маркерами-точками. У него был оборачиваемый бридж/струнодержатель, как у второго варианта голдтопов.

В 1955 году Gibson выпустил модель Les Paul TV - в основе своей Junior, только с по словам Gibson "натуральной отделкой" (на деле, скорее желто-бежевый цвет). Теория о том, что название TV относится к бледному цвету, напоминающему визуально экран черно-белого телевизора безосновательна, так же как и предположение, что TV может быть менее, чем случайным намеком, на конкурирующий светлый Fender Telecaster. Более вероятным является то, что имя намекает на регулярное в то время появление Пола в телешоу Les Paul & Mary Ford at Home.

Также в 1955 году оригинальная линейка моделей Les Paul была завершена появлением Special, по факту вариантом Junior с двумя звукоснимателями, но с окраской беж, как у TV (но без TV в названии - причина многих последующих недоразумений). Special появился в сентябрьском прайс-листе компании с ценой $182.50

В 1956 году Gibson представили модель Junior 3/4. У нее был более короткий гриф, что с точки зрения мензуры означало на 2 дюйма меньше, чем у нормального Junior. Gibson тогда объясняли в своей брошюре, что Junior 3/4 предназначался "для детей или взрослых с маленькими руками и пальцами". В это же время в департаменте электроники Gibson, руководимом Уолтом Фуллером, деятельный Сет Ловер начал работу над новым звукоснимателем. Ему было суждено оказать более сильный и продолжительный эффект, чем предыдущая разработка. Идея была в том, чтобы найти путь уменьшить фон и наводки, которыми страдали стандартные синглы, включая Gibson Р-90. Ловер вспомнил про шумоподавляющий дроссель, который использовался в некоторых усилителях Gibson, чтобы уменьшить фон от трансформатора питания.

Подавляя фон

"Я подумал", - вспоминает Ловер, - "Если мы можем делать шумоподавляющие дроссели, почему мы не можем сделать шумоподавляющие звукосниматели?". Никаких препятствий, решил он, и начал делать прототипы. Возможность этих устройств подавлять шум (hum) обусловило их название - хамбакеры, а принцип работы был очень простым. Хамбакер состоит из двух катушек, включенных в противофазу и имеющих магниты противоположной полярности. В результате, получился звукосниматель, который менее склонен улавливать внешние шумы и дающий более жирный, мощный звук, по сравнению с синглами. Дополнительную экранировку обеспечивала металлическая крышка, как объясняет Ловер. "Крышка помогает экранировать электростатические шумы от люминесцентных ламп и прочего. Мне нужен был материал с высоким сопротивлением, чтобы он не влиял на высокие частоты, и я решил выбрать немагнитную нержавеющую сталь - но к ней нельзя паять. Немецкое серебро (сплав никеля, меди и цинка) имеет высокое сопротивление, и поддается пайке, поэтому я использовал его. Прототип не имел винтов регулировки, но отдел продаж захотел, чтобы они были - для того, чтобы было о чем поговорить с дилерами. Поэтому перед началом производства были добавлены винты. В гитарах с двумя звукоснимателями мы установили датчики так, чтобы винты были со стороны бриджа у заднего звукоснимателя, и со стороны грифа у переднего. Хотите знать, зачем?", - смеется он и сам отвечает на свой вопрос, - "Из эстетических соображений".

Хамбакеры Gibson заменили синглы Р-90 на голдтопах и Custom в 1957 году. Gibson даже пришли к гитаре с тремя звукоснимателями, новыми хамбакерами. Гитаристы постепенно начали хвалить эти хамбакеры и гитары Les Paul за гениальную комбинацию. И сегодня многие гитаристы и коллекционеры разыскивают ранние хамбакеры Gibson. Они известны, как "PAF", из-за маленькой наклейки "patent applied for" на нижней стороне.

Источник: http://www.guitarsmagazine.ru/
Категория: легендарные инструменты | Добавил: mykola (27.04.2009)
Просмотров: 1749 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • html counterсчетчик посетителей сайта
    StarПёр*S group© 2024