Воскресенье, 19.05.2024, 07:37
Приветствую Вас Заглянувший | RSS Главная | Регистрация | Вход
МУЗЫКАНТАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ
Меню сайта

Категории раздела
Запись в домашних условиях [13]
Коллективы [3]
Концерты [2]
Студия звукозаписи [7]
легендарные инструменты [8]
реставрационная [4]

Наш опрос
на каком инструменте Вы хотите научится играть?
Всего ответов: 72

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Rambler's Top100
Главная » Статьи » легендарные инструменты

Gibson Les Paul - история Часть 2

Patent Applied For

Ловер обнаружил, что был не первым, кто пришел к идее хамбакера - это он обнаружил, когда подавал заявку на патент (от имени Gibson). Патентное бюро предоставило ссылки на ни много ни мало шесть предыдущих патентов, самый ранний из которых относился к 1936 году.

"Было чертовски трудно получить патент", - вспоминает Ловер, - "И, наконец я его получил, с по сути одной формулировкой: что я сделал хамбакер!". Заявка на патент была принята в июне 1955 года, и, наконец, удовлетворена в июле 1959 года.

Что и объясняет буквы PAF. Объясняет ли? Буквы PAF появлялись на датчиках, установленных на гитары выпущенных и в 1962 году - много позже получения патента.

У Ловера есть подходящая теория на этот счет: "Gibson не хотели давать никаких наводок на поиск патента тем, кто хотел делать копии. Я думаю поэтому они продолжали ставить буквы PAF еще на протяжении некоторого времени". Когда все же пришла пора ставить номер патента на звукосниматели, Gibson все равно обманули копировщиков "ошибочно" поставив номер патента на бридж.

Гитаристы, которые говорят, что предпочитают звук хамбакеров с буквами PAF, отмечают отличия не в лучшую сторону у поздних версий, что вызвано небольшими изменениями в намотке, типе магнитов и покрытии проволоки. Сегодня Сет Ловер не может вспомнить, какие именно модификации были проведены с его изобретением во время перехода от маркировки PAF к номеру патента.

"Единственное изменение, о котором я знаю, это то, что Gibson время от времени делали крышки позолоченными, и я думаю, что они клали позолоту слишком толстую, и датчики теряли высокие частоты, потому что золото - очень хороший проводник".

Прайс-лист за июль 1957 года описывает линейку Les Paul так:

Les Paul Custom - $375;
Les Paul (Goldtop) - $247.50;
Les Paul Special - $179.5;
Les Paul TV - $132.50;
Les Paul Junior - $120;
Les Paul Junior 3/4 - $120.

Продажи оригинальных Les Paul у Gibson в целом достигли пика в 1956 и 1957 году, и на основе этих моделей позже будут базироваться основные вариации на тему Les Paul у Gibson. Множество известных гитаристов разных стилей увлеклось Gibson Les Paul в 50-х: Фрэнни Бичер (гитарист Билла Хэйли), блюзмены Гитар Слим, Фредди Кинг и Джон Ли Хукер, бунтарь рокабилли Карл Перкинс и многие другие.

Вишневые двурогие

В 1958 году Gibson произвели радикальные изменения в линии моделей Les Paul и косметические в других. Junior, Junior 3/4 и TV были получили новый двурогий корпус. Тэд Маккарти объясняет изменения в дизайне запросами гитаристов. "Им хотелось иметь возможность зажимать мизинцем шестую струну, а они не могли этого сделать, пока вырез был только снизу. Поэтому мы сделали второй вырез, чтобы они могли туда добраться. Мы делали то, что хотели гитаристы, как и всегда". Новый внешний вид Junior был дополнен новым вишнево-красным покрытием. TV также получил двурогий корпус, а заодно стал еще более желтым.

После того, как двурогий дизайн был применен в Special, результат не принес успеха. Gibson не учли тот факт, что выемка под передний датчики ослабляла сочленение грифа с корпусом, и много грифов отломалось в том месте. Ошибка вскоре была исправлена путем смещения переднего датчика вглубь корпуса. Новый двурогий Special продавался вишневого цвета или в новом желтом цвете TV (хотя это вызывало позже много недоразумений, желтый Special никогда не назывался TV).

Продажи Les Paul голдтопов начали сокращаться, поэтому в 1958 году Gibson изменили их внешний вид, перейдя в попытке продавать больше гитар на более традиционный черри санберст. Хотя для этих моделей среди гитаристов и коллекционеров широко используется имя Standard, Gibson не называли их Standard в своей литературе до 1960 года, гитара вообще не имела имени. Мы будем называть эту модель Sunburst.

Сотрудник Gibson объясняет переход на покрытие санберст таким образом: "Надо было что-то сделать, чтобы стимулировать интерес. Поэтому в те годы модель Sunburst должны были по сути возродить высокий интерес к Les Paul". Несмотря на то, что производство в 1959 и 1960 годах было больше, чем в предыдущие два года, увеличение было скромным, и модель Sunburst была снята в 1960 году. Фактически Gibson Les Paul Sunburst выпускались только между 1958 и 1960 годом и ноябрьский прайс-лист Gibson от 1959 года выставляет их по цене $280. Среди гитаристов и коллекционеров она с тех пор стала самой дорогой электрогитарой с цельным корпусом всех времен. Санберсты обычно продаются за огромные суммы, намного превосходящие цены других коллекционных гитар, и фактор, который определяет величину их цены обычно вообще не имеет дела к звуку или пригодности гитар, а только к внешнему виду.

Голдтопы обычно имели кленовый верх, сделанный из двух или более кусков дерева, надежно спрятанных под золотой краской. Но теперь кленовый верх был на виду под прозрачным санберстовым покрытием. Работники по дереву Gibson были более внимательны к его внешнему виду, и обычно делали "книжку". "Книга" - это техника, когда кусок дерева разделяется на два, а затем раскрывается по центральному распилу (как книга), давая зеркально симметричный рисунок волокна.

Объятые пламенем

Самые желанные санберсты - это те, у которых сквозь покрытие виден самый буйный рисунок волокон. Столяры называют эти рисунки на распиле "фигурами", и хотя любое дерево может давать фигурный распил, причины, по которым это случается всегда непредсказуемы. Некоторые деревья его дают, некоторые - нет.

Фигуры появляются вследствие некоторой генетической аномалии растущего дерева, которая влечет за собой разрушение клеток живой древесины. Визуальный эффект такой фигуры также определяется изменением цвета по мере роста дерева, болезнью или повреждением, а там же тем, в каком месте дерева делается распил. Радиальный распил - когда режут так, что волокна обычно смотрят с торцов полученных досок - часто дают наиболее привлекательный результат с иллюзией примерно параллельных "пальцев" или "долин и холмов" идущих поперек распила. В крайних проявлениях это выглядит зрелищно.

Такой внешний вид породил много описательных термин, наиболее общеупотребительным из которых является "flamed" - "пламенный". Хотя с технической точки зрения он описывает другой эффект, он получил распространения среди дилеров, гитаристов и коллекционеров, и его приходится считать корректным.

Быстрое выцветание

Итоговый визуальный эффект Les Paul образца 1958-1960 годов был случайным результатом, зависящим от того, какие распилы были на складах Gibson в то же время. Похоже, что самый фигуристый клен компании использовался на задних деках (полу)акустических гитар, но даже при этом некоторые Les Paul Sunburst потрясающе красивы. И в то же время, некоторые абсолютно заурядны.

Есть еще один фактор, который заставляет модели Sunburst выглядеть заметно по-разному. Краски, используемые для создания эффекта санберст, а в особенности красная, могут выцветать по-разному, что в первую очередь зависит от того, в какой степени гитара освещалась дневным светом за всю свою жизнь. Некоторые особо зоркие коллекционеры утверждают, что могут сказать, как долго гитара провисела на витрине. В некоторых случаях, оригинальный оттеночный санберст полностью исчезает, оставляя гитару в одном, довольно приятном, медовом цвете.

Те, кто получил шанс играть на этих гитарах вместо того, чтобы хранить их банковских подвалах как часть пакета инвестиций, отмечают несколько небольших изменений, внесенных за три года производства: маленькие лады в 1958 году и большие в 1959-60 годах; Толстый, округлый гриф в 1958-1959 годах и более тонкий и плоский в версии 1960 года. Но, как говорит один американский дилер: "Похоже, что верх больше всего влияет на покупку такой гитары. Если у нее убойный верх, который был угроблен напрочь и перекрашен, она все равно будет стоить больше, чем обычная. Высокие цены, я думаю, объясняются тем, что их покупают в основном не гитаристы, а эти люди руководствуются только внешним видом. Я видел, как они покупают такие гитары, даже не послушав их. И они прозевали несколько великолепных гитар, поскольку посмотрели и сказали - нет, нет верха, не интересно…".

В поисках зебр

Есть еще один нюанс того периода, который касается скорее собирания марок, чем гитар. В самом конце 50-х, у Huges Plastics, одного из поставщиков пластиковых компонентов Gibson, закончился черный пластик для бобин - основ, вокруг которых наматывалась проволока в звукоснимателях. На время он был заменен кремовым пластиком, а через годы мода на снятые крышки вскрыла разницу в цвете. Некоторые чересчур активные коллекционеры и гитаристы даже стали больше платить за кремовые или кремово-черные бобины (позже, среди фанатов санберста они стали называться "зеброй").

Изобретатель хамбакера Сет Ловер освещает картину: "Да, у нашего поставщика закончился черный материал, но у него был кремовый. Мы не собирались останавливать производство только из-за этого", - смеется он, - "поэтому у нас получилось сколько-то кремовых бобин. Я не вижу никакой разницы между ними… хотя я думаю кремовый - лучший цвет с точки зрения намотки, потому что на его фоне лучше видна проволока, по сравнению с черным".

Если брать все модели Les Paul в целом, продажи пошли на спал после пика в 1959 году. В 1961 году Gibson решили полностью переделать линейку в попытке возродить теряемый рынок.

Gibson вложили $400000 в расширение своей фабрики в Каламазу в 1960 году, что увеличило размеры фабрики вдвое к 1961 году. Это было третье расширение к изначальной фабрике 1917 года, другие здания появились в 1945 и 1950 годах. Но это новое цеховое здание их крипича и стали более чем вдвое превосходило по размерам предыдущие достройки вместе взятые, что породило фабрику площадью более 130000 кв. м, занимавшую два квартала по Парсонс-стрит в Каламазу.

Одной из первых серий новых моделей, которым предстояло обновить новое расширенное производство были полностью пересмотренные Les Paul. Прежде, чем мы перейдем к истории новых гитар, стоит рассеять недоразумения, связанных с множеством имен, которыми Gibson нарекали модели Les Paul и разработки 1959-1963 года. Вот что было:

Новое имя моделей - SG, что значит "Solid Guitar" - впервые было употреблено в отношении инструмента Gibson в 1959 году. Двурогий дизайн Les Paul TV остался, но в конце 1959 года они выпускались без логотипа "Les Paul TV" на голове грифа и стали моделью SG TV. То же самое произошло с Les Paul Special и с Les Paul Special 3/4, которые в конце 1959 года стали SG Special и SG Special 3/4. Маркетинговые материалы Gibson, обычно отстающие от таких перемен, использовали имена SG TV в 1960 году, а SG Special и SG Special 3/4. - в 1961 году.

Les Paul Junior были сняты с производства в 1961 году.

Les Paul Junior, "Standard" и Custom были полностью переделаны в 1961 году. От знакомого дизайна с одним вырезом отказались, и новые инструменты получили по два рога с существенно обточенными рогами. Junior и Custom 1961 года могут быть и других очертаний, но "Standart" или Sunburst старого стиля были сняты в 1960 году. По началу Gibson сохранили имя Les Paul на переделанных версиях: на голове Junior, анкерной крышке Standart и на табличке на корпусе Custom.

В 1963 году Gibson отказались от имени Les Paul в переделанных Les Paul Junior, Les Paul Standart и Les Paul Custom, и постепенно в своей литературе переименовали их в SG Junior, SG Standart и SG Custom. В ретроспективе переделанные Junior, Standart и Custom, упомянутые в пункте 3 именуются коллекционерами и гитаристами "SG/Les Paul". "SG" - ставшее позже официальным название типа корпуса, а "Les Paul" - логотип, оставшийся на моделях 1961-63 годов.

Есть несколько историй о том, как имя Леса Пола покинуло новые модели "SG/Les Paul" в 1963 году. Тед Маккарти, все еще президент Gibson, говорит, что это было сделано по ряду факторов, из-за которых ассоциации с Лесом Полом стали иметь менее коммерческое значение, чем ранее.

Популярность Леса Пола, как артиста стала падать: Лес Пол и Мэри Форд больше не выпускали на Capitol хитов c 1955 года, и покинули лэйбл в 1958 году. Они перешли на Columbia, но со скромным успехом. Личные взаимоотношения Пола и Форд стали портиться. Их расставание было отмечено журналом Billboard в мае 1963 года: "Мисс Форд теперь живет в Калифорнии, а Пол живет Нью-Джерси", - так гласили новости под заголовком "Лес и Мэри прощаются". Пара официально развелась в конце 1964 года, и Пол в 1965 году отстранился от выступлений и записи на десять лет.

Отказ от имени

Основной причиной отказа от имени Леса Пола в гитарах Gibson в 1963 году был его развод с Форд. "Контракт завершился, я думаю, в 1962 году", - вспоминает Пол, - "как раз, когда мы с Мэри решили разойтись".

Он и Gibson договорились о том, что они отложат дальнейшие переговоры до тех пор, пока развод не произойдет. Пол не хотел подписывать никаких новых контрактов, приносящих новые деньги, пока шла процедура развода, как он сам говорит: "потому что адвокаты потребовали бы их часть в счет алиментов по разводу. Так что мой контракт завершился в 1962 году, и Gibson больше не могли делать гитары Les Paul".

Пол также говорит, что ему не нравился новый дизайн моделей SG/Les Paul, и это было дополнительной причиной отказа от имени. Это та причина, которой обычно придают наибольшее значение. Например, в 1978 году Пол сказал Тому Уиллеру в American Guitars: "Первые SG/Les Paul я увидел в музыкальном магазине… и мне не понравились очертания. Можно было убиться об эти острые рога. Они были слишком тонкие, и они отодвинули передний датчик от грифа, чтобы поместить туда мое имя. Гриф был слишком тонким, и мне не нравилось, как он стыковался с корпусом; там, на мой взгляд, было слишком мало дерева. Поэтому я позвонил на Gibson и попросил их снять с этой вещи мое имя. Это был не мой дизайн". Тем не менее, можно видеть Пола на различных рекламных фото Gibson с SG/Les Paul в руках, и он держит такой на обложке своего альбома "Les Paul Now".

Сверхтонкий, ручной работы

Американский журнал о бизнесе музыкальных инструментов Music Trade за август 1961 года содержит отчет о гала-банкете, заданном по завершении июльской выставки NAMM. Звездами банкета были Лес Пол и Мэри Форд, и фото отчетливо демонстрирует их обоих со "старомодными" Gibson Les Paul с одним вырезом. В другом месте того же номера в рекламе Gibson под слоганом "Solid Hit" можно видеть картину Пола и Форд, рекламирующих новые модели SG/Les Paul ("сверх тонкие, ручной работы, двурогие"). Так что Пол, будучи под контрактом с Gibson, продолжал играть на сцене на оригинальных Gibson Les Paul, но в то же время Gibson использовали его для продвижения новых гитар SG.

Производство моделей Les Paul слегка увеличилось, когда в 1961 году был представлен новый дизайн SG, и фабрика в Каламазу производила чуть менее 6000 Gibson Les Paul в год в период с 1961 по 1963 год. Прайс-лист Gibson за сентябрь 1963 года - один из последних, который содержит Les Paul:

"SG/Les Paul" Custom (белый) - $450,
"SG/Les Paul" Standard (черри) - $310,
"SG/Les Paul" Junior - $155.

В период с 1964 по 1967 годы не значилось гитар Gibson под именем Les Paul, ни на производстве, ни в литературе компании.

Продажи и забастовки

Продажи гитар в целом по США - включая как акустические, так и электроинструменты - росли в начале 60-х и достигли пика в 1500000 штук в 1965 году, после чего продажи сократились и упали до миллионной отметки в 1967 году. Продажи CMI гитар и усилителей Gibson достигли пика в 19 млн. долларов в 1966 году и затем начали падать вследствие общей тенденции до 15 млн. долларов в 1968 году.

Производство Gibson подверглось удару не только со стороны снижения потребности в гитарах, но и несколькими забастовками 60-х годов, включая 16-дневную стачку в 1966 году, которая, по словам Music Trends, привела к "текучке квалифицированного персонала" и значила, что "эффективность производства Gibson оставалась в течение года на относительно низком уровне". Gibson также не повезло ни с местными погодными условиями, ни с тем, что "забастовка перевозчиков в Чикаго прервала движение товаров через дистрибуторский центр компании".

В 1962 году был построен новый дом для департамента электроники Gibson, а для производства усилителей, струн и звукоснимателей Gibson была приобретена отдельная фабрика. Производство гитар оставалось на Парсонс-стрит в Каламазу. Президент Gibson Тэд Маккарти и его заместитель Джон Хьюис ушли в 1966 году после приобретения калифорнийского производителя музыкальных аксессуаров Bigsby, компанию они перенесли в Каламазу.

В феврале 1968 после смены нескольких кратковременных владельцев президентского кресла, президентом Gibson был назначен Стэн Ренделл. Ренделл работал в CMI с 1963 года и был вице-президентом по производству. Он сказал своему боссу Морису Берлину, что устал от бесчисленных путешествий между фабриками CMI, производящими разные продукты, включая органы Lowrey, медные Olds, а также Gibson. Берлин предложил Рендолу шанс руководить Gibson - непростая задача, как позже выяснилось.

"Мистер Берлин сказал мне, знаешь, у нас не все гладко с Gibson", - вспоминает Ренделл, - "Они потеряли миллион долларов за два предыдущих года". И вот так Ренделл стал президентом Gibson и получил наказ улучшить дела компании.

Гитарист Брюс Болен родился в Англии, а вырос в Чикаго. Он поступил на работу в Gibson в 1967 году, на роль организатора и участника рекламных шоу и концертов компании и как, сам Болен формулирует "официального гитариста компании". Постепенно, с течением лет, Болен стал брать на себя больше ответственности и, в итоге, был вовлечен в процесс дизайна и маркетинга гитар.

Возвращаясь в конец 60-х годов, когда он пришел в компанию, Болен также вспоминает плачевное состояние дел в Gibson: "Одна из причин, по которой меня наняли, была в том, что продажи электрогитар Gibson проваливались. Все, что у нас было - SG плюс полуакустики, и они продавались не очень хорошо. Компания в то время держалась на акустиках с плоским верхом. Поэтому меня наняли, в основном, за тем, чтобы я начал продавать гитары".

Он обнаружил, что менеджмент в CMI и Gibson не имел представления о том, что интерес к Gibson Les Paul среди рок-гитаристов рос в конце 60-х. "Я был просто каким-то панком, а им было по 50 или больше", - вспоминает Болен, - "Я не думаю, что у них было сильное понимание того, какой важной снова становилась гитара. Майки Блумфилды и Эрики Клэптоны - они сочли ее очень ценной, потому что она давала звук, очень соответствующий их музыке".

Блумфилд в США

Примерно в 1965 году приключился бум блюз-роковой музыки. Много белых гитаристов составляли ядро этого нового музыкального движения, некоторых вдохновили гитары, используемые их черными кумирами. Они обнаружили, что звук Gibson Les Paul, пропущенный через перегруженный мощный ламповый усилитель и кабинеты со множеством динамиков становится таким волшебно насыщенным, эмоциональным и очень подходящим к этому свежему веянию в музыке.

Американец Майкл Блумфилд был первым, кто привлек к себе серьезное внимание, когда он взял в руки Fender Telecaster, чтобы аккомпанировать Бобу Дилану на его знаменитом первом "электрическом" выступлении на фестивале в Ньюпорте в 1965 году. Блумфилд появился в том же году на альбоме Дилана "Highway 61 Revisited". Вскоре после этого он обзавелся своим первым Les Paul, голдтопом, а позже приобрел Sunburst. Его он использовал будучи постоянным участником Butterfield Blues Band на импровизационном альбоме 1966 года "East-West", сильный привкус индийской музыки и джаза в котором, сделали его очень популярным в то время.

Альбом Блумфилда "Super Session" (1968) со Стивом Стиллсом и Элом Купером стал платиновым бестселлером. Его появление с Les Paul Sunburst на обложке немало сделало для роста популярности гитары среди американских гитаристов. Печально, но из-за наркотиков Майк Блумфилд умер в 36 лет.

Клэптон в Британии

В Британии самым заметным членом клуба любителей Les Paul был Эрик Клэптон. "Лучший Les Paul, из всех, что у меня были, был тот, что украли во время первых репетиций Cream", - сказал он уважаемому американскому журналу для гитаристов Guitar Player в июле 1985, - "Это был тот, на котором я играл у Джона Майала - обычный санберстовый Les Paul, который я купил в одном лондонском магазине, сразу после того, как я увидел обложку альбома Фредди Кинга "Let’s Hide Away and Dance Away", на которой он играет на голдтопе. У него были хамбакеры и он был практически новым, с оригинальным кейсом с той прекрасной пурпурной отделкой внутри, просто волшебно. Я так и не нашел другого, чтобы он был так же хорош. Мне его очень не хватает". По стечению обстоятельств эта потеря обернулась тем, что множество обнадеженных владельцев санберста делают малообоснованные заявления, что их личные Les Paul - именно "бывший Bluesbreaker".

Будучи членом группы Bluesbreakes, Клэптон играл на Les Paul Sunburst с большим эффектом для альбома "Blues Breakers". Этот знаменитый альбом вышел в июле 1966 за месяц до того, как у Butterfield Blues Band вышел "East-West" с Блумфилдом. Как бы то ни было со временем выхода альбомов, именно Блумфилд в Америке и Клэптон в Британии более, чем кто-либо, повернули коллег лицом к новому звуку старых Les Paul.

В Британии поиски старых Les Paul стали даже более интенсивными, по мере того, как череда уважаемых гитаристов выбрала старую модель. Кейт Ричардс из Rolling Stones был среди первых звезд, кого видели с Gibson Les Paul, когда он привез Sunburst после американских гастролей 1964 года. Джимми Пэйдж использовал Gibson с тремя датчиками, когда он был активным сессионщиком в студиях Лондона в середине 60-х, а в конце 60-х, в Led Zeppelin, он перешел на Sunburst. Джеффа Бека подвигло на переход с Fender Esquire на Les Paul Sunburst то, что он увидел, как Эрик Клэптон играет на таком в Bluesbreakers. Заменивший Клэптона в группе Майала Питер Грин использовал Sunburst с большой пользой для группы, а также для Fleetwod Mac, которую он организовал в 1967 году.

Цены на подержанные инструменты начали постепенно расти, а в музыкальной прессе появились письма музыкантов, молящих о помощи в поисках этих ускользающих Les Paul. "У меня большие трудности с поисками Gibson Les Paul Custom", - писал некто А.П. Джонс в августовском выпуске Beat Instrumental - ведущем журнале для рок-музыкантов того времени, - "Не подскажете, где найти его? Если вы считаете это невозможным, может вы подскажете, какая гитара близка по звуку?".

Эта просьба касается Custom, но большинство гитаристов были бы рады любой гитаре с надписью Les Paul. Журнал отвечал: "Les Paul Custom - это очень востребованный инструмент. Невозможно найти новый, и даже подержанные очень редки. Если вы хотите такой, вам придется набраться терпения". Дальше Beat посоветовал в качестве альтернативы рассмотреть медленно растущий поток японских копий, импортируемых в Европу и Штаты. Эти восточные "реплики" того периода были на деле неважного качества, но они по крайней мере выглядели похоже, и были доступны.

Легендарные Les Paul

Поиск Les Paul не прекращался. Снова в колонке новостей в октябрьском номере того же года, Beat констатировал печальное состояние спроса и предложения. Они писали: "Так много людей заинтересованы в приобретении почти легендарных гитар Les Paul, что мы провели небольшое исследование…", - далее следовала некоторая отрывочная информация о датах и моделях, простительно, учитывая нехватку информации об истории гитары в 1967 году. Beat подытоживали: "Некотрые гитаристы утверждают, что можно купить новые Les Paul, но они не правы… поэтому, если вам предлагают гитару и говорят, что это Les Paul, будьте очень осторожны".

Наконец, Gibson собрались что-то решить относительно своей ухудшающейся позиции на рынке электрогитар, а, особенно, относительно растущего спроса на их старые Les Paul.

Брюс Болен, "играющий менеджер" Gibson вспоминает, что однажды, вскоре после того, как он начал работу в компании в 1967 году, вице-президент Марк Карлуччи спросил его, не против ли он задержаться этим вечером в штаб-квартире CMI в Чикаго: "Марк сказал, к нам кое-кто придет, и мы хотим знать твое мнение, относительно того, что он нам покажет. Я спросил, кто же это. А он ответил - Лес Пол".

"Когда я был шестилетним ребенком, Лес Пол был моим первым гитарным героем, - продолжает Болен, - Поэтому я был взволнован шансом встретиться с ним. Gibson все еще были не готовы снова представить Les Paul. Я их упрашивал!".

С середины 60-музыкальная деятельность Леса Пола была очень неактивной, но эта встреча в 1967 году означала возобновление его сотрудничества с Gibson и начало программы выпуска реплик Les Paul. Воспоминания Пола об обстоятельствах типично прямолинейны: "Я позвонил в Gibson и сказал, Fender достают меня и предлагают контракт, и мой развод с Mary завершен. Хотите заключить контракт? А мистер Берлин отвечал, странно, что вы позвонили, потому что мы закрываем всю линию электроинструментов в Gibson. Он сказал, что электрогитара вымирает. А я сказал, не могу ли я встретиться с вами в Чикаго? Я хочу пригласить вас на чашку кофе. Мы встретились через сутки, и я уговорил его снова делать электрогитары".

Может быть, мистер Берлин действительно думал "закрыть всю линию электроинструментов в Gibson", но мало свидетельств тому, что такой шаг задумывался. Как бы то ни было, Gibson заключили новый контракт с Полом и, похоже, что его отчисления составляли около пяти процентов от "стандартной стоимости" каждого Les Paul - от внутренней цены, по которой Gibson отдавали гитары CMI, составляющей треть розничной. Такие расчеты, например, говорят о том, что Пол получал около $6.50 за каждую модель Les Paul, продаваемую в розницу за $395.

К тому времени, когда в начале 1968 года президентом Gibson стал Стэн Ренделл, решение вернуться к производству гитар Les Paul было уже сделано менеджментом CMI, преимущественно Морисом Берлином и Марком Карлуччи.

На заводе Gibson в Каламазу Ренделл и его команда встретились со своими трудностями. Ренделл вспоминает состояние дел, когда он перешел в Gibson: "У нас были все возможные проблемы с качеством. У нас были проблемы с персоналом. У нас были проблемы с профсоюзом. У нас были бесконечные проблемы".

Новоиспеченный начальник, Ренделл, сел за работу. Он разработал структуру управления фабрикой Gibson в Каламазу, составил схемы производства, улучшил процедуру контроля, завел отдельное помещение для склада, проводил регулярные совещания и купил, как он говорит, "тонну нового оборудования, всего что угодно. Мистер Берлин говорил, за первые годы, что я там проработал, было больше новых идей, новой техники, чем за всю историю Gibson до того. Мы просто поймали кураж, нам было интересно. И если мы чего-то не знали, мы в этом разбирались".

В это же время Брюс Болен занимался рекламными концертами для Gibson. Он взял в тур прототип готовящегося к выпуску Les Paul Custom в самом конце 1967 года, как он вспоминает: "Люди просто рвались на части от него, они не могли дождаться такого же".

Les Paul: Возвращение

Gibson решили снова представить относительно редкие Les Paul Custom с двумя датчиками и Les Paul голдтопы со звукоснимателями Р-90 и бриджем Tune-o-matic. Сперва обсуждалась возможность выпуска Custom белого цвета, как SG/Les Paul, но чувствительность белого лака заставила компанию выбрать "правильный" черный лак.

Gibson формально анонсировали две новые модели на июньской 1968 года выставке NAMM в Чикаго. Прайс-лист компании того месяца впервые содержит два вышеозначенных Les Paul: Custom за $545 и голдтоп за $395. В этот период в материалах Gibson голдтоп назывался Standard. Это вносит путаницу, поскольку в 50-х годах, голдтопы никогда официально не назывались иначе как просто Les Paul. Для ясности мы будем продолжать называть эти гитары голдтопами.

Лес Пол был на выставке NAMM для того, чтобы рекламировать для Gibson новые гитары, делая то, что он всегда делал лучше всего - выступая. Болен вспоминает: "Я обеспечил Лесу ритм-секцию, и это был первый раз за годы, когда он вышел на сцену. Мы здорово повеселились".

Реклама Gibson в прессе со слоганом "Daddy of’em all" свидетельствовала о том, что Gibson буквально рвались снова продвигать гитары: "Спрос на них просто не прекращался. А давление, сделать еще никогда не спадало. ОК, вы победили. Мы рады объявить о том, что доступны еще настоящие Gibson Les Paul. Заполните форму у вашего дилера Gibson…".

Скоро после летней NAMM 1968 года началось производство новых Custom и голдтопов в Каламазу. Рендел говорит, что первая партия, которая 90 дней шла от склада лесоматериалов до склада готовой продукции состояла из 500 гитар: 400 голдтопов и 100 Custom. "И к тому моменту, когда мы начали, CMI хотели 100 голдтопов и 25 Custom в месяц, и пока мы не прекратили это мы делали по 100 Les Paul в день. Это примерно 250-300 инструментов в день". Gibson очевидно достигли успеха в производстве; единственной загадкой с точки зрения многих гитаристов было, почему же они ждали так долго.

CMI + ECL = Norlin

В 1969 произошла важная смена владельцев Gibson. Журнал отрасли музыкальных инструментов Music Trades сообщал, что новый владелец, Norln Industries, появился в результате слияния CMI и ECL, пивной компании из Эквадора. ECL просто купили достаточно акций CMI, чтобы получить контроль над компанией. Имя Norlin появилось в результате слияния первого слога фамилии президента ECL Нортона Стивенса и последнего слога фамилии основателя CMI Мориса Берлина. У Norlin было три бизнеса: музыкальные инструменты, пиво и то, что Music Trades вольно назвали "технологией". Поглощение завершилось в 1974 году, и Морис Берлин, человек широко уважаемый в музыкальной индустрии, ушел на вторые роли в новой структуре, отойдя от управления компанией.

Много людей, что работали в Gibson в то время, сейчас говорят, что когда произошла смена владельца, неожиданно появилось новое поколение сотрудников. Самое распространенное описание - и самое вежливое - гарвардцы в костюмах, с логарифмическими линейками и калькуляторами. Подробнее, это были выпускники MBA из Гарварда, вооруженные инструментами своего дела. Как говорит один из менеджеров Gibson того периода: "Я думаю о людях, технике, заготовках… а эти новые ребята "решают" все проблемы на калькуляторе. У них не было ничего за душой, кроме поиска места для вложения денег и получения прибыли, это была их мотивация".

Президент Gibson Стен Ренделл вспоминает, что новые владельцы фундаментально изменили принципы организации бизнеса: "Когда они пришли, то сказали: мы собираемся превратить Gibson из центра доходов в центр расходов. До этого мы продавали гитары CMI, что означало, что фабрика могла получать прибыль. А на эту прибыль мы покупали технику, увеличивали премии работникам, поднимали зарплату - все, что может сделать компания, получающая прибыль. Но когда они превратили нас в центр расходов, мы ничего не продавали - они просто оплачивали наши счета. И когда они так поступили, они уничтожили инициативу. Если кто-то выставляет счет, его оплачивают. Поэтому тот, кто выписывает счет не задумывается о том, чтобы выписать не так много, или не выписывать совсем".

Много сотрудников Gibson в тот период чувствовали, что на смену менеджерам, которые знали гитары, пришли менеджеры, которые знали производство. Некоторые из инструментов периода сразу после поглощения Gibson пользуются сегодня дурной репутацией. Новые владельцы в целом были безучастны к потребностям музыкантов. Один сотрудников вспоминает: "До 1974 года все было лучше некуда, а потом все изменилось. Слишком много людей делало слишком мало, слишком много денег тратилось на самую малость, и это стало влиять, на знаменитые устои".

Интересно, что эта напряженность отражается и в истории двух других американских производителей гитар: Fender (куплены CBS в 1965 году) и Gretch (куплены Baldwin в 1967 году). Очевидно, это было в духе времени, когда аналитики-экономисты советовали большим корпорациям диверсифицировать бизнес, вбросить немного денег и сидеть в ожидании доходов.

С любой точки зрения не только сами Gibson чувствовали результаты новых методов управления. Этот сдвиг в сторону рационализации производства означает, что изменения произошли и в некоторых гитарах Gibson, сделанных в 70-х (и в некоторых случаях, в 80-х). В основном эти нововведения преследовали три цели:

сэкономить деньги;
ограничить количество возвратов по гарантии;
ускорить производство.

Самый распространенный комментарий по поводу Gibson Les Paul из 70-х - это заключение о том, что многие из них были относительно тяжелыми по сравнению с экземплярами других периодов. Частично это вызвано увеличением плотности дерева, которое покупали Gibson, но частично и изменением конструкции корпуса, которому следовали примерно с 1969 по 1973 год.

Вместо традиционной комбинации красное дерево/клен или конструкции целиком из красного дерева, было выбран сэндвич из нескольких слоев. Он состоял из кленового верха, под которым было два слоя красного дерева, разделенных еще одним слоем тонкого клена. При взгляде на Les Paul такой конструкции сбоку, дополнительный средний слой клена бросается в глаза.

Эффект от добавления дополнительного слоя противоположной направленностью волокон называется "cross-banding" - метод поперечных слоев. Внутренний технический бюллетень Gibson гласил, что это было сделано для того, чтобы усилить корпус и предотвратить появление трещин. "Это стандартный метод в мебельной промышленности", - говорит Стэн Рэнделл, - "он стягивает древесину".

Это также могло упростить для Norlin закупку заготовок, поскольку более тонкие куски красного дерева, шедшие на грифы, могли бы использоваться и для корпуса. Но в 1973 году "сэндвичи" перестали делать: были жалобы на то, что слои рассыхались, а дополнительный труд, требовавшийся для такой конструкции, чрезмерно повышал стоимость.

Примерно в 1969 году Gibson изменили конструкцию грифа, перейдя от цельного красного дерева к более прочной трехслойной конструкции, а в 1974 году - к трем слоям клена для еще большей прочности. Также примерно в 1969 году они поставили на гриф в месте, где он переходит в голову, так называемую "волюту" - треугольник, который теоретически укреплял это явно слабое место. Другим изменением, минимизировавшем проблемы этого же места, которое появилось в то же время было небольшое уменьшение угла, под которым голова загибалась вниз. Такие вроде бы практичные изменения не прибавили Gibson популярности среди традиционалистов.

Epi выходит на охоту

Усилиями гитарного подразделения Gibson заново представленные в 1968 голдтопы позже поменяли стиль и названия. На практике это означает, что первые возрожденные голдтопы просуществовали только с 1968 по 1969 год. Годом позже пришел Les Paul Deluxe, это был первый за 14 лет Les Paul с каким-то именем.

Deluxe появился по запросу маркетологов Gibson, которым дилеры говорили, что исполнителям требовались голдтопы с хамбакерами (а не с синглами Р90, как на реплике). Но похоже, что Gibson хотелось сохранить визуальный образ гитары с уменьшенными датчиками, и требовался компромисс. Джим Дюрло пришел в Gibson в 1958 году, как шлифовальщик и прошел на фабрике долгий путь. В 1969 году он возглавлял цех заготовок в Каламазу и получил задание установить на Deluxe хамбакеры… без дополнительных расходов на обработку. Его единственным решением было уместить хамбакер в объем Р90. Он рассмотрел некоторые варианты, в итоге остановившись на использовании мини-хамбакера Epiphone, такого, как на полуакустических моделях Epiphone Rivera и Sorrento и "досках" Crestwood и Wilshire.

Gibson приобрели Epiphone примерно в 1957 году. По словам Теда Маккарти, который был в период сделки президентом компании, Gibson думали, что за предложенную цену в $200000 они приобретут только бизнес, посвященный басам. В действительности все кончилось буквально приобретением всей компании Epiphone: гитары, детали, техника и все прочее. "Мы это обнаружили только тогда, когда они прислали это все в большой мебельной фуре", - говорит Маккарти, которому пришлось снять площади в другом здании на Элеанор-Стрит в Каламазу, чтобы заготовки Epiphone подготавливались к окончательной сборке на Парсонс-Стрит. "Я поручил это Уорду Арбанасу, и мы стали делать гитары Epiphone, точно так же, как их делали Epiphone, в точности до деталей", - говорит Маккарти. Производство Epiphone на Gibson в 1959-61 годах уже полностью велось на Парсонс-Стрит, и было сделано много хор

Источник: http://www.guitarsmagazine.ru/

Категория: легендарные инструменты | Добавил: mykola (27.04.2009)
Просмотров: 1613 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • html counterсчетчик посетителей сайта
    StarПёр*S group© 2024