Именное оружие
В 1974 году компания запустила гитару Les Paul Signature с двумя
звукоснимателями и Les Paul Signature Bass c одним в серии тонких
гитар. Как объясняет Брюс Болен: "Это были в основном асимметричные
335-е, только у них не было полного центрального блока, как у 335-х". У
них, однако, был блок под бриджем, и в этом они были похожи на Gibson
ES330 (на деле и 335-е утратили на короткое время в этот период свой
центральный блок). Хотя ранние Signature продавались со скругленными
датчиками, похожими на стековые хамбакеры Professional, Personal и
Recording, большинство Signature продавалось с прямоугольными
низкоимпедансными датчиками с обычными смежными катушками.
Некоторые регулировки у Signature были такими же, что и на
предыдущих низкоимпедансных моделях, но 11-позиционник "Decade" был
урезан до трехпозиционного переключателя и потерял свое названия.
Примечательной чертой у Signature было наличие двух выходных разъемов -
один с торца, для нормального высокоимпедансного подключения, и один
спереди, для подключения к низкоимпедансному оборудованию, такому как
микшеры. Подобное же было реализовано и на последней версии модели
Recording. Signature на деле никогда не поражали воображение гитаристов
и к концу 1970-х были сняты с производства. В прайс-листе Gibson от
февраля 1974 года Signature стоит с ценой $610, а Signature Bass -
$540.
В 1974 году Gibson вспомнили, что прошло 20 лет с появления
первого Les Paul Custom, что они отметили выпустив Custom с
соответствующей инкрустацией "Twentieth Anniversary" на 15 ладу, вместо
обычного белого маркера. Это была первая юбилейная модель Gibson (а
единственными предшественниками на рынке электрогитар были Gretch,
выпустившими четыре юбилейные модели в 1958 году в честь 75-летия со
дня основания компании). Юбилейный "20-летний" Les Paul Custom породил
устойчивую маркетинговую традицию, и с тех пор появилось несколько
юбилейных вариантов Les Paul. Как говорит один из бывших сотрудников
Gibson: "Когда бы не случался юбилей, мы выпускали такую гитару". К
тому моменту на фабрике Gibson в Каламазу работало около 600 человек,
которые делали 300 гитар в день. С начала 70-х спрос на гитары
увеличился, и в результате материнская компания Gibson, Norlin, решила
построить вторую фабрику в Нэшвилле, в 500 милях от Каламазу.
Вне сомнения, на выбор места повлияло много факторов, но тот,
что возглавлял список у Norlin был тем фактом, что штат Теннеси был
"подходящим для работы" - иными словами там были профсоюзы, но
работники могли выбирать, вступать в них или нет. Мичиган, равно как и
львиная доля северо-восточных штатов, имел намного более сильные
профсоюзы и установившиеся с ними соглашения, подразумевающие
обязательное членство в профсоюзе, равно как и в целом большие зарплаты
и страховки.
Последние забастовки на Gibson дорого обошлись Norlin, поэтому
новая фабрика площадью 11000 кв. м в Нэшвилле была построена не только
с целью увеличения производства, но и с перспективой уменьшить
стоимость трудовых соглашений.
Работа на новой площадке в пяти милях восточнее Нэшвилла
началась в 1974 году, и в 1975 году фабрика открылась. Подготовка новой
рабочей силы заняла некоторое время. Стэн Ренделл, тогда все еще
президент Gibson, говори: "Небольшое количество людей было переведено
из Каламазу в Нэшвилл, чтобы руководить, но работники не перемещались.
Поэтому всех пришлось нанимать и обучать, а это занимает время. Я
думаю, гитара Les Paul требует в среднем восемь или десять
человеко-часов труда. Поэтому, если вы собираетесь выпускать, скажем
100 гитар в день, вам потребуется 125 или больше рабочих - и это без
вспомогательного персонала. Требуется время на обучение менеджмента,
рабочих, всех. Поэтому мы отправили туда некоторых ключевых персон".
Каламазу против Нэшвилла
Первоначальным намерением было использовать обе фабрики, а новый
завод в Нэшвилле делал бы только акустические гитары. Стэн Ренделл
говорит, что попытка делать акустические и электрогитары в одном месте
- это все равно, что пытаться делать грузовики и легковые автомобили на
одной и той же фабрике. Они требуют разного внимания на разных стадиях
производства.
"Самая трудная задача, - говорит Ренделл, - это так
распланировать работу на фабрике, чтобы все были постоянно при деле.
Например, объем работ по отделке электрогитары огромен, в то время как
все, что вам надо сделать с акустикой, - поставить колки и натянуть
струны. Поэтому то, какой тип гитары, проходит окончательную сборку в
конкретный момент, серьезно влияет на нагрузку. Что я хотел - выделить
и вынести производство акустик с плоской декой из Каламазу и
обзавестись группой людей, которые не знали бы ничего, кроме
акустических гитар, в Нэшвилле".
К сожалению, новым акустическим проектом, делавшимся в
Нэшвилле, была серия Mark - одни из самых неудачных акустик Gibson.
Гитары были полны технических и конструктивных проблем, и как говорит
один из бывших работников: "Серия Mark была фиаско". Потерпев неудачу,
менеджмент решил перевести в Нэшвилл большую часть серии Les Paul,
наиболее успешную часть линейки электрогитар-"досок" в то время. Кен
Киллмэн, менеджер службы работы с клиентами Gibson сказал Melody Maker
в 1975 году: "В 60-х мы никак не могли продать электрогитары, сейчас же
линейка Les Paul - самая продаваемая из всех".
Фабрика в Каламазу всегда считалась "мягкой", что означало, что
станки и установки, использовавшиеся при производстве гитар, могли быть
модифицированы и адаптированы по требованию обстоятельств. Фабрика в
Нэшвилле родилась "жесткой", что означало, что на ней было много
тяжелых станков и установок, настройки на которых никогда не менялись.
Про две фабрики, которые Gibson использовал до конца 70-х и в
начале 80-х можно сказать, что Нэшвилльская была настроена на
производство очень многих моделей в очень больших количествах, в то
время, как фабрика в Каламазу была более гибкой и имела потенциал к
специализации на небольших партиях. Нэшвилл был очевидным выбором для
производства самых массовых электрогитар Gibson того времени, Les Paul
Custom и Les Paul Deluxe, равно как и других электрогитар.
Как будто для подчеркивания контраста между возможностями двух
фабрик, Gibson представили в 1976 году две новых модели гитар Les Paul.
Первая была Pro Deluxe - попросту Deluxe с датчиками Р90 и накладкой из
черного дерева. Она в больших количествах производилась в Нэшвилле.
Другой новой моделью 1976 года была The Les Paul - впечатляющая
модель ограниченного количества, отличающаяся использованием лучшего
дерева практически по всему инструменту. Многие детали, которые на
обычной гитаре были бы сделаны из пластика, были вручную выточены из
палисандра: пикгард, задние крышки, ручки регулировки и анкерная
крышка. Необработанные корпуса и грифы из красивого клена и украшенного
черного дерева производились на фабрике Gibson в Каламазу. Дальнейшая
работа над разноцветной окантовкой, абалоновой инкрустацией и
сделанными вручную деревянными деталями продолжалась в независимой
мастерской Дика Шнайдера, в миле от фабрики в Каламазу. Шнайдер вместе
со своим братом Донни и Эйбом Вектером с Gibson доделывал гитары The
Les Paul.
Было сделано очень немного The Les Paul, и хотя обычная
четырехзначная опечатка в собственных записях Gibson скрывает полное
количество, в период с 1976 по 1979 год (в основном, в первый год) их
было сделано явно меньше 100. В этот период Шнайдер переехал из
Каламазу, и сотрудники Gibson говорят, что некоторые поздние экземпляры
The Les Paul были поэтому сделаны полностью на фабрике Gibson.
Ограниченный запас сделанных вручную Шнайдером деревянных деталей
иссяк, поэтому вместо были использованы обычные пластиковые детали, а
также менее изощренная окантовка.
Каждый экземпляр The Les Paul имел нумерованную овальную
пластинку на обратной стороне головы грифа. Брюс Болен вспоминает, как
он летал в Голливуд, чтобы подарить Номер 25 Лесу Полу, как раз перед
церемонией "Грэмми" 1977 года, на которой Пол и Чет Эткинс получили
награду за свой альбом "Chester & Lester".
"The Les Paul был забавным проектом", - вспоминает Стен
Ренделл. "Это были великолепные гитары, дерево было таким красивым. Я
помню, что ничего не говорил CMI, пока мы их не сделали. Мы представили
их на NAMM, и я помню, как президент CMI в то время, Лес Пропп спросил,
сколько мы будем просить за эту гитару. Я сказал, ну, 3000 баксов. Он
онемел", - смеется Ренделл. Цена назначенная за The Les Paul в четыре
раза превышала стоимость самого дорогого из остальных Les Paul в
прайс-листе Gibson за июнь 1976 года - Custom за $739.
Официальный Standard
Похоже было недостаточно забавных проектов, чтобы поддержать интерес
Стена Ренделла к руководству Gibson, и в ноябре 1976 года он подал в
отставку. После нескольких краткосрочных замен в 1980 году Gibson
возглавил Марти Лоук, ранее занимавшимся органным бизнесом CMI в
Lowrey.
С середины до конца 70-х Gibson все больше занимались
вариациями на тему Les Paul, и все меньше новшествами. В 1975 году был
представлен Standard. На крышке анкера было отштамповано "Standard",
что наконец сделало употребление этого слова относительно старых Les
Paul в Gibson и за пределами компании некорректным. Новый Standard был
типовой моделью цвета санберст, а позже и с другой окраской, и двумя
хамбакерами.
Еще одна модель 25/50 Les Paul символизировала 25-летие
сотрудничества Леса Пола с Gibson (что должно было произойти в 1977
году) и его 50-летие в музыкальном бизнесе. Золото и серебро, обычно
ассоциируемые с такими датами были отражены в хромированной и
позолоченной фурнитуре гитары, а Чак Бурдж из отдела разработок Gibson
сделал специальную памятную инкрустацию из жемчуга и абалона на голове
грифа гитары. У гитар на обратной стороне грифа был личный номер из
трех цифр, наряду со стандартным серйным номером, а Лес Полу вручили
инструмент номер 001 на вечере данном в его честь Gibson. Инструмент
был запущен в 1978 году.
Несмотря на свою относительно высокую цену (около $1200)
сделанные в Каламазу 25/50 продавались хорошо, высветив для Norlin
готовый к дорогим моделям Les Paul рынок. Но менеджмент также полагался
на мнение отдела продаж Gibson, как на требование рынка: примером того
периода является модель Les Paul КМ, одна из шести серий,
невыразительных инструментов сделанных для южного региона. "КМ" значит,
само собой "Kalamazoo Model".
Тим Шоу пришел в Gibson в 1978 году, проработав в Калифорнии и
Каламазу гитарным мастером. Его первые месяцы в Gibson прошли на
фабрике звукоснимателей в Иллинойсе, но в начале 1979 года он уже
работал с Брюсом Боленом в отделе разработок в Каламазу и вместе с
Чаком Буржем и Эйбом Вехтером делал прототипы, личные экземпляры
инструментов и работал над новыми дизайнами. Шоу вспоминает, что один
из первых прототипов, над которым он работал, превратился в модель Les
Paul Artist, в которой использовался набор активной электроники,
изначально разработанной для инструментов Gibson RD. В конце 70-х
синтезаторы были серьезным бизнесом, и Norlin решили, что
сотрудничество с одним из самых известных имен в этом бизнесе - Moog -
поможет перехватить то, что новые клавишные отнимали у гитар. Линия
Gibson RD была запущена в 1977 году, но не стала популярной. Многим
гитаристом не нравилась активная электроника, и это был ключевой фактор
в неудаче серии RD. Gibson сочли, что причина была больше в радикальном
дизайне и пошли путем сочетания технологии RD с традиционным дизайном.
"В 1979 году Gibson решили внедрить концепцию RD в две своих
более традиционных серии - ES и Les Paul, - объясняет Шоу, - Нам
пришлось переделать плату, поскольку оригинальная схема RD была слишком
большой, чтобы где-то поместиться. Поэтому мы превратили ее в две
платы, что по-прежнему значило, что нам придется убрать прилично дерева
из гитар Artist. Но что я до конца не принимал, до некоторого времени,
так это что гитаристы - очень консервативный народ, и никому на деле не
нужен был Les Paul, который все это мог. Кто-то однажды сказал, что с
этими Artist один поворот тумблера может привести к полной катастрофе".
Artist продержались до 1981 года, и были по-тихому сняты. Более
удачным проектом были Les Paul Heritage, одна из первых осознанных
попыток, сделать Les Paul так, как многие люди думают, на Gibson уже не
сделать. С конца 60-х вырос солидный рынок так называемых "vintage"
гитар (которые до того назывались просто подержанными или даже
старыми). Он подпитывался общим ощущением того, что Gibson делают
гитары "не так, как раньше", в сочетании явным предпочтением популярных
гитаристов дня в пользу старых инструментов.
Хорошо забытое старое
Некоторые американские продавцы, которые специализировались на
подержанных инструментах уже начали заказывать избранные модели с
"ретро" спецификациями на заводе Gibson в Каламазу, который с момента
основания фабрики в Нэшвилле стал склоняться все сильнее в сторону
специальных партий гитар. Джим Дюрло, в то время менеджер фабрики,
вспоминает таких дилеров, как Leo’s и Guitar Trader, которые заказывали
эти "ретро" модели Les Paul.
"Они снимались с конвейера и доводились до требуемой кондиции",
- говорит Дюрло о спецзаказах. "В то время мы не делали инструментов,
выглядящих, как старые. Мы делали то, что было в каталоге того периода,
а не гитару с выцветшим верхом, - продолжает он, - Я вспоминаю, что
Guitar Trader отбирали каждый верх и были очень придирчивы к цвету".
В это время, в 1979 году Чак Бурж начал делать прототипы для
Les Paul серии Heritage. Тим Шоу вспоминает: "Они были нашим первым
подходом к ответу на вопросы вроде, что было лучшим в этих гитарах?
Делаем ли мы их так же сейчас? А если нет то почему? Сперва менеджмент
не хотел об этом слышать, но мы боролись за это клыками и когтями".
Группа разработки использовала шаблон 1954 года для
профилирования верха корпуса, изменила конструкцию грифа на
трехкусковую, свободную от стандартного тогда прилива на обратной
стороне головы грифа, и немного приблизилась к спецификациям старых
датчиков. На верх новых Les Paul Heritage выбиралась красивая
древесина.
Брюсу Болену, в то время главе группы разработки, удалось
уговорить Norlin запустить "ретро"-гитары Heritage в производство -
однако, не как стандартные Les Paul, а как отдельные, ценные
инструменты ограниченной серии, не включенные в основной прайс-лист
компании. Две модели запущенной в 1980 году серии Heritage были
Heritage Standart 80 и Heritage Standart 80 Elite, последняя - с
накладкой из черного дерева и "приплюснутым" верхом.
Под влиянием ли моделей Heritage, или же из-за внимания к
запросам рынка в целом, но Gibson в то время начали избавляться от
некоторых производственных ухищрений, внедренных в 70-х, в частности,
убрав "волют" (volute) и постепенно возвращаясь к грифам из одного
куска.
Прайс-лист за июль 1980 года содержит шесть моделей Les Paul:
Artist - $1299
Artisan - $1099 (это своего рода украшенный Custom)
Custom - $949 (с золотой фурнитурой), $899 (с никелированной)
Pro Deluxe - $889
Standard - $849
Deluxe - $799.
По словам некоторых сотрудников Gibson, похоже что в 1980 году
Norlin решили продать Gibson. Позже, статья в журнале Music Trade
сообщала, что в 1981 году Norlin имела неизлечимое бремя долгов, из-за
постоянных убытков в музыкальном бизнесе что привело к продаже
прибыльных технологического и пивного подразделения в 1982. Помимо
Gibson и Gibson Accessories музыкальные подразделения Norlin включали в
себя органы Lowrey, синтезаторы Moog и подразделение "Оркестровых
инструментов".
Как пример падения прибылей Norlin - продажи Gibson упали
только в 1982 году на 30% до 19.5 млн. долларов по сравнению с 33.5
млн. в 1979 году. Конечно, не только Gibson были в упадке. Рынок гитар
в целом буквально схлопнулся, и большинство американских производителей
страдали примерно так же. Расходы были высоки, экономические
обстоятельства и колебания валют были против них, а японские конкуренты
усиливали свое давление.
Общие потери Norlin в музыкальном бизнесе были высоки, как
следует из послания к акционерам председателя Нортона Стивенса: "Убытки
от деятельности перед списанием 22.6 млн. долларов составляли 11 млн.",
- сказал он. Norlin "поддерживали музыкальный бизнес, чье значение
существенно снизилось в последние годы", продолжал Стивенс, делая
хорошую мину при плохой игре. Он утверждал, что целю Norlin было
"вложение капиталов в работу, на благо будущих прибылей". В 1984
Стивенс покинул совет директоров Norlin.
Norlin примерно в 1980 году перевели некоторый персонал отделов
продаж, маркетинга, финансов и администрации из Чикаго в Нэшвилл. Все
основное производство теперь шло в Нэшвилле, в то время как в фабрика в
Каламазу превращалась в специальное производство особых заказов, а
также банджо и мандолин. Директор завода Джим Дюрло сказал в 1982 году
журналу Disc International: "Завод теперь производит преимущественно
особые модели, которые мы называем "custom shop", маленькими партиями
25-100, иногда чуть больше экземпляров. Каламазу - это скорее огромная
мастерская, и мы гордимся нашими традициями и умением.
Беды в Каламазу
В июле 1983 года президент Gibson Марти Локе информировал Джима
Дюрло о том, что завод в Каламазу будет закрыт. Последние работы в
Каламазу производились в июне 1984 года, а через три месяца завод
закрылся, после более чем 65 лет верной службы с момента постройки
здания Gibson. Это был очень волнующий период для менеджеров и
работников, которые работали на заводе длительное время.
Один из сотрудников говорит, что люди знали о неизбежности
закрытия завода в Каламазу: "Ко всему прочему, фабрика в Каламазу
просто разваливалась, очень старое здание, так далеко ушедшее в
историю. Завод в Нэшвилле был новым, большим, прекрасное производство…
Что усугубляло ситуацию, так это невозможность поддержки бизнесом двух
заводов сразу, и был только один выбор". Этот наблюдатель также
отмечает, что с точки зрения бизнеса, конечно, проще было бы работать
только с Нэшвилльской фабрикой, и ее более приемлемыми трудовыми
соглашениями и затратами.
Тим Шоу также вспоминает те прошлые голы. "Джим Дюрло, надо
отдать ему должное, стойко сражался за то, чтобы фабрика в Каламазу не
закрылась, но он проиграл. А когда пришло объявление, он собрал всю
фабрику и сказал примерно следующее. Слушайте, они решили закрыть
завод. Вы проработали в компании долгое время, и мне очень жаль, что
все так вышло. Но вы все профессионалы, вы работали здесь долго, у вас
есть традиции, которыми надо гордиться, и по мере того как мы
сокращаемся перед закрытием, я хочу, чтобы вы оставались
профессионалами. Уходите с улыбкой".
"И я думаю, в большинстве своем, они так и поступали, -
продолжает Шоу, - Но было очень больно видеть, как каждую пятницу
терялось 30-60 человек. Я думаю, Дюрло сделал все, что в его
возможностях, с точки зрения поддержки духа и удержания всего в
профессиональных рамках". Некоторым ключевым фигурам были предложены
должности в Нэшвилле, но Дюрло вместе с Марвом Лэмом, который работал в
Gibson с 1956 года и Дж. П. Моутсом, который проработал в Gibson
примерно столько же, решили уйти. Они арендовали часть фабрики в
Каламазу и основали в апреле 1985 года гитарную компанию Heritage. Они
продолжают этот бизнес и сегодня: в Heritage 15 работников, линейка из
35 моделей и они сделали в 1992 году около 1500 гитар. Как говорит Марв
Лэм: "Мы все выросли, делая гитары, и ни чего другого не знали Мы могли
бы найти другую работу, но нам хотелось делать то, что мы знаем лучше
всего".
Фокус на Нэшвилле
Хотя упор на Нэшвилльском заводе делался на больших партиях малого
количества моделей Gibson, это постепенно менялось, по мере привыкания
к новой роли единственного производства компании. Например, в 1983 году
в Нэшвилле выпустили Spotlight Special, ограниченную серию,
использующие разные компоненты.
От производства снятых моделей - The Paul и The SG - остался
орех. На складе древесины были обнаружены несколько узких кусков
волнистого клена. Нэшвилльские менеджеры объединили эти элементы и
добавили палисандровый шпон и темную окантовку от модели Chet Atkins.
Результатом коктейля была модель Les Paul Spotlight Special, с корпусом
демонстрирующим характерную центральную полосу ореха между двумя
кленовыми "крыльями". Модель, похоже символизирует официальное открытие
в Нэшвилле подразделения Custom Shop: на тыльной стороне головы грифа
имеется логотип "Custom Shop" и номер серии, с датой "83" и тремя
цифрами.
В 1983 году появилась также более долгоживущая модель - Studio.
Gibson решили, что им требуется более дешевая гитара Les Paul, как
говорит, один из участвовавших в разработке: "Мы сняли все побрякушки".
В основном это значило никакой окантовки на корпусе и грифе, что
означало более прямолинейный внешний вид. Брюс Болен вспоминает процесс
выбора имени для модели, который никак ни шел, пока Болен не посетил
тем же вечером студию: "У меня в голове зажглась лампочка, и я подумал,
а назовем-ка ее Studio. Что может сильнее ассоциироваться с Лесом, чем
студия?". В середине 80-х Болен стал вице-президентом по маркетингу и
разработкам в Gibson, а в 1986 году он покинул компанию после 19 лет
усердной работы.
Les Paul Studio появился впервые в январском прайс-листе по
цене $699, на $300 дешевле, чем любой Les Paul того периода. С момента
своего появления Studio претерпели несколько изменений. Сначала они
имели корпус нормального размера, но, необычно для Gibson, из ольхи.
Однако, эстетические проблемы, связанные с используемым лаком быстро
привели к переходу на проверенную комбинацию из клена и красного
дерева. Новый корпус был на 1/8 дюйма тоньше, чем другие Les Paul, что
привело к снижению веса и стоимости производства.
Примерно в 1986 году некоторые Studio начали выходить с
накладкой из черного дерева, вместо палисандра - что на них смотрелось
как роскошь для относительно недорогой гитары. Один из работников
Gibson объясняет это так: "Gibson покупает некий сорт черного дерева,
но не знает, насколько он хорош, пока тот не пройдет машинную
обработку. Очень черное дерево имеет высший сорт и используется в
наилучших инструментов.
Gibson никогда не красит накладки, поэтому в итоге остается
некоторое количество черного дерева похуже, с коричневыми прожилками.
Оно называется черным деревом сорта С и не может быть использовано в
дорогих гитарах. Поэтому есть целое семейство инструментов - и Studio
лучший тому пример, потому как они делаются в большом количестве - в
котором используется либо палисандр либо черное дерево сорта С, в
зависимости от наличия. Если на складе много черного дерева сорта С,
Gibson использует его. Если оно почему-то закончилось, используется
палисандр".
Ранние Studio имели стандартные для дешевых моделей Gibson
маркеры - точки. Примерно в 1990 году стали ставить более стильную
"трапецию" - маркетинговое решения для более привлекательного вида.
Несколько лет спустя после 1984 года появился вариант с окантованными
корпусом и грифом - Studio Standart, а другим вариантом был Studio
Custom с позолоченной фурнитурой. В 1993 году Studio был все еще самым
недорогим Les Paul в линейке Gibson - $899.
Gibson на продажу
Как вы можете помнить, Norlin примерно в 1980 году выставили Gibson
на продажу. Летом 1985 года они, наконец, нашли покупателей, и в январе
1986 года Генри Юшкевич, Дэвид Берриман и Гэри Зебровски приобрели весь
бизнес Gibson за неразглашенную сумму (по-разному оцениваемую прессой в
то время от 5 до 10 млн. долларов). В то время основным занятием Norlin
был печатный бизнес, и Gibson были последней частью некогда огромной
музыкальной империи, которую осталось продать.
Юшкевич, Берриман и Зебровски впервые встретились в конце
1970-х во время обучения в Гарварде. Юшкевич специализировался на
инжиниринге и банковских инвестициях, Берриман в финансах, а Зебровски
в маркетинге. Также, что очень важно, Юшкевич (Henry Juszkiewicz) был
энтузиастом гитары, гитаристом, который любил инструменты Gibson: "Он
настоящий фэн", - говорит один из сотрудников. Трое вместе пошли в
бизнес, объединившись в 1981 году и превратив убыточную компанию в
области электроники в прибыльное дело. Когда они купили в 1986 году
Gibson, Юшкевич стал президентом, Берриман - вице-президентом по
финансам, а Зебровски продолжал управлять электронным бизнесом.
При новых хозяевах
Незамедлительным результатом смены владельцев стало увольнение
множества людей, включая директора завода, менеджера по контролю за
качеством и многих других. Мало кто сочтет это популярным первым шагом.
"Это было пугающе,- признает один из очевидцев в начале 90-х, - Но
Генри получил, то что получил. Если судить по результатам, он возродил
компанию из мертвых". Юшкевич признался репортеру в начале 1986 года,
что он был, как сам говорит, в процессе реструктуризации производства
Gibson. Он сказал, что обновленные Gibson будут исключительно
агрессивными в разработке и выпуске новых продуктов, и утверждал, что
они будут более изобретательны в сбыте и маркетинге, чем когда-либо с
более конкурентоспособной ценовой политике. "Это сработало хорошо, -
говорит Юшкевич сегодня, - Но я точно знал, что сперва будут два года
сущего ада". Перейдя на тему вечно популярных Les Paul, Юшеквич
говорит, что он унаследовал плохие взаимоотношения между Gibson и самим
Лесом Полом. "Лес, само собой, имел личный интерес в успехе своих
гитар, а они их убили, поэтому он был очень раздражен. Лес живет в
Нью-Джерси, и Крамер (Kramer, местный производитель гитар) постоянно с
ним виделся - он даже сделал клип для MTV со словами о том, как хороши
гитары Kramer. Поэтому я сразу же установил с Лесом прямой контакт, и
это решило проблему. Я выслушал то, что он хотел сказать: он хотел
увидеть дешевый Les Paul в нашей линейке Epiphone, например, и мы в
итоге несколько лет воплощали это в бизнесе".
Дж. Т. Риболофф пришел в Gibson в 1987 году, переехав из
Нэшвилла из своей родной Калифорнии, где он работал гитарным мастером.
Его приняли в Gibson Custom Shop, и вскоре он начал работать над новыми
моделями. Тима Шоу перевели из Custom Shop и отдела разработки в
международный отдел Gibson, и он часто летал в Корею, чтобы помочь
расширить линейку Epiphone. Он ушел из Gibson в 1992 году, проработав в
компании 14 лет.
"Старушки" и утерянные спецификации
В 1985 году были выпущены две новых "реплики" Les Paul. Gibson
теперь хорошо представляли непрекращающийся спрос на кипящем рынке
vintage Les Paul. Серия Heritage 80-х годов, была только частичным
подходом к настоящей реплике знаменитых старых Les Paul. Re-issue были
следующим шагом - и вперед и назад одновременно.
В февральском прайс-листе 1985 года можно видеть Re-issue
голдтоп за $1299 и Sunburst Re-issue за $1599 (заметно дороже,
следующей по дорогостоимости гитары Les Paul - нормального Custom за
$1049). Это были в целом высококачественные варианты имевшихся моделей
Standart, голдтопов и санберстов, последний - с верхом из отобранного
волнистого клена. Затем Gibson постепенно старались улучшить
"аутентичность" своих Re-issue, движимые постоянным спросом со стороны
клиентов, ищущих идеальную копию тех священных инструментов 50-х.
"Когда я пришел в Gibson в 1987 году, Les Paul Re-issue был
попросту Standart с волнистым верхом", - говорит Риболофф, - "Медленно,
но верно, нам давали продвинуться немного дальше". Основная модель
Re-issue обычно называется 59 Re-issue, из-за сходства в целом с
Sunburst 1959 года. С момента ее представления в 1985 году были сделаны
маленькие "коррективы" включая: уменьшенная "ретро" голова грифа;
исключительно красивый клен на верх; новый профиль верха для большего
соответствия оригинальным контурам корпуса; изменение обработки грифа
по тем же причинам; легкое уменьшение наклона грифа; шпон из остролиста
на голове грифа; правильная выточка выемки под тембр-блок; бридж
Tune-o-matic в старом стиле" и более длинный "язык" грифа в месте
сочленения грифа с корпусом. Таким было состояние "нового" 59 Re-issue,
представленного на NAMM 1993 года, с максимальным, по представлению
Gibson, приближением к спецификациям 50-х. Другое дело, что определить
эти утраченные спецификации само по себе было трудом.
Говорит Риболофф: "Работая над Re-issue, я изучил, наверное 25
различных Les Paul Sunburst из 1958-60 годов. Они все были разными", -
смеется он. Например, говорит он, ни одна из голов грифа не была
одинаковой. "Колки могли быть сдвинуты вперед или назад, изгиб грифа
начинался с разного места, завитки были короче или логотип отличался, -
говорит он, - Тогда не было жесткой технологии, поэтому все они
отличаются. На деле нет ни одного "правильного" для копирования.
Поэтому, имея эти 25 в руках, мы взяли лучшее от каждого инструмента -
отделку, профиль и так далее - и соединили все это". Тим Шоу вспоминает
знаменитых "старушек" Gibson, которые делали много ручной работы на
фабрике в эпоху великих моделей 50-х. "Они ошкуривали старые модели
всякий раз по-разному, - говорит он, - Меня просто бесило, когда разные
люди говорили мне - о, логотип Gibson должен быть именно тут, а слова
"Les Paul Model" - непременно тут. Как по-вашему, говорил я, те
женщины, что наклеивали надписи, они это измеряли? Нет!"
"Какая правильная спецификация на ранние Les Paul? - Шоу смеется над этим вопросом без ответа и заключает, - Кто знает!".
Один аспект Les Paul оставляет меньше пищи для споров - их вес.
Некоторые, без сомнения, тяжелее прочих, но в общем и целом Les Paul -
тяжелая гитара. Gibson были нацелены сделать что-то с этим. Вес
обусловлен в основном плотностью красного дерева. Дж. Т. Риболофф
обозначает крайности: "У вас может быть два куска одинаковых размеров,
один может весить два килограмма, а второй - десять. Разница
обусловлена количеством минералов, впитанных деревом по мере роста,
особенно кремнием. Конечно, мы не используем крайне тяжелый материал.
Он идет на поделки, очень хорошо подходит для маленьких деревянных
киянок", - смеется он.
Рентген и эффект швейцарского сыра
Новые владельцы унаследовали стремление снизить вес красного дерева.
С 1982 года в Нэшвилле высверливали серию маленьких полостей в
"красной" половине корпуса Les Paul, что неделикатно называлось
некоторыми обозревателями эффектом "швейцарского сыра". Конечно, после
установки кленового верха, эти отверстия становились невидимыми, кроме
как, быть может, для гастролирующих музыкантов, кто обращал внимание на
просвечивание рентгеном в аэропортах.
"Я не думаю, что это дает большую разницу в звуке, - говорит
Тим Шоу о "швейцарском сыре", - потому, что отверстия слишком малы,
чтобы работать, как резонирующие полости. А новый президент Gibson
Генри Юшкевич подчеркивает: "Это не дает никаких изменений в звуковых
характеристиках модели. Мы проверили это. Абсолютное значение для звука
имеет область бриджа. Если вы сделаете что-то в области переключателя,
это не окажет никакого влияния на звук. Кленовый верх, конечно
сплошной, и многое в звуке определяет он. Так что мы делаем гитару
лучше: она более удобная, но по-прежнему хорошо звучит". Полости в
красном дереве по-прежнему применяются в моделях Les Paul, за
исключением некоторых Re-issue.
Первая настоящая попытка решить проблему веса Les Paul была
реализована в виде новой модели Les Paul Custom Lite, представленной в
1987 году. У нее была профилированная тыльная сторона, что было чисто в
духе Fender, и выбранное в результате дерево уменьшало вес, и делало
гитару удобнее. Она стоила дороже обычного Custom, наверное в
результате дополнительных затрат на производство (в сентябре основные
модели имели цену $1170 за Custom и $1249 за Custom Lite), и
продержалась до 1989 года.
В это же время, в 1988 году Gibson представили версию Les Paul
Studio с таким же профилем - Les Paul Studio Lite (опять-таки в
прайс-листе за февраль 1988 года Studio стоит $909, а Studio Lite -
$974). Но годом ранее Gibson открыли "хромит" (chromite). Это другое
название дерева бальса, происходящие от первого слова в его латинском
имени - ochroma pyramidicale и ochroma lagopus. Бальса имела хорошие
резонансные свойства и, вопреки распространенному заблуждению,
безусловно, недешева, и стоит примерно в четверо дороже красного
дерева, например. Она впервые была применена Gibson в виде вставки в
корпус, чтобы облегчить их новую электрогитару с кленовым верхом USI в
1987 году.
Мэтью Клайн, мастер, работавший в отделе разработок Gibson,
попробовал сделать Les Paul с полостями, но у того оказалось
недостаточно мощи для "мяса", с которым ассоциируются обычные Les Paul.
Майк Волтц, другой сотрудник Gibson Custom Shop использовал бальсу для
вставок в модель Gibson Chet Atkins SST, так что Клайн и Волтц, начали
работать над применением тех же идей в Les Paul.
В 1990 году у Studio Lite изменилась спецификация: у них
появились хромитовые (бальсовые) вставки, нормальная плоская тыльная
сторон, более тонкий гриф и пропал примерно килограмм веса. Вырез в
корпусе оставляет бридж и струнодержатель соединенными с нижней частью,
а пространство вокруг заполнено вставками из бальсы (которая приходит
на Gibson уже обрезанная до нужных размеров). Однако, широкой
популярности эти новые экспериментальные гитары не завоевали и потому
вскоре от их выпуска решили отказаться, вернувшись к традиционным
технологиям.
"Негибсоновские" M-III
Модель 1991 года M-III была у Gibson гитарой радикально нового
стиля, с более гибкой распайкой, но она не стала популярной. В духе
слияния RD и Artist десятью годами раньше Gibson использовали
электронику необычной M-III в более знакомых Les Paul.
Дж. Т. Риболофф выдвинул идею M-III, и изначально хотел, чтобы
это была гитара с двумя хамбакерами. Менеджмент указал на популярность
выпускавшихся другими конфигураций H-S-H и M-III послушно появилась с
тремя датчиками. "Моей целью было обеспечить 5-позиционным
переключателем любой выбор конфигурации Stratocaster и Les Paul", -
говорит Риболофф. К сожалению, клиенты Gibson сочли дизайн и
электронику M-III слишком "негибсоновскими" и не бросились покупать
инструмент.
Поэтому схема была адаптирована к двум моделям Les Paul -
Classic/M-III и Studio Lite/M-III. Риболофф считает, что Studio Lite
лучше подходит к звучанию M-III - звук облегченного корпуса хорошо
сочетается с расширенными звуковыми возможностями схемы. Classic/M-III
сняли в 1992 году, а Studio Lite/M-III продержались в каталоге до 1993
года.
Тонкие грифы и птичьи глаза
Дж. Т. Риболофф обнаружил, что гитаристы, которые просили сделать
для него специальные, уникальные гитары в Custom Shop хотели более
тонкие грифы, как у Sunburst 1960 года. Генри Юшкевич заметил интерес,
который образец такого штучного инструмента вызвал на NAMM, и сказал
Риболоффу начать работу над серийной версией. Она появилась в 1990 году
и была названа Classic. Через пару лет также появились 60 Re-issue и
Re-issue Sunburst в стиле 60-х.
Юшкевич решил, что Classic должны несколько выделяться среди
остальных моделей, и настоял на лого "1960" на пикгарде гитары, чтобы
подчеркнуть источник тонкого грифа и головы в стиле "ретро". Благодаря
открытым хамбакерам звук Classic был более современным.
Изначальным намерением Риболоффа было сделать Classic более
"плоскими" и "блеклыми", чтобы они напоминали некоторые не очень
зрелищные Sunburst, которые гитаристы вроде Джимми Пейджа время от
времени брали на сцену. В 1992 году к линейке был добавлен Classic
Plus, а "Plus" означало более красивый верх, чем у обычного Classic -
на деле это было дерево недостаточно хорошее до требований Re-issue, но
по-прежнему достаточно красивое, чтобы дополнительно чего-то стоить.
В 1993 градация верх стала еще более ступенчатой, с появлением
Classic Premium Plus (самые лучшие) Classic Birdseye (с характерным
узором клена, обычно называемым "птичий глаз") и Classic Premium
Birdseye. Похожие различия появились и в линейке Custom, когда в 1992 и
1993 годах появились Custom Plus и Custom Premium Plus.
Наши дни
За эффективно (и эффектно) проведенной Juzshkevich операцией по
возвращению Gibson статуса живой легенды, в компании наступила эра,
которую можно назвать периодом стабильности. Главный принцип стратегии
Gibson, реализуемой со второй половины 90-х можно сформулировать как
"качество и аутентичность". Компания без особой штурмовщины, но
уверенными темпами добилась того, что качество и характеристики всех
основных моделей гитар практически всеми (за исключением наиболее
консервативных приверженцев Vintage) признавались безусловно
соответствующими имени Gibson.
Модель Les Paul Standard 2002 года увенчала этот поиск оптимального
баланса между классическими традициями и современными технологиями.
Радикальные эксперименты подобные сериям M-III или Hawk были
признаны не самой лучшей идеей, и компания сосредоточилась на
производстве своих классических моделей, и в первую очередь LesPaul.
Кроме того, осознав что чрезмерное увлечение количеством модификаций на
тему одной и той же модели бьет по эффективности производств
Источник: http://www.guitarsmagazine.ru/ |