Воскресенье, 19.05.2024, 08:44
Приветствую Вас Заглянувший | RSS Главная | Регистрация | Вход
МУЗЫКАНТАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ
Меню сайта

Категории раздела
Запись в домашних условиях [13]
Коллективы [3]
Концерты [2]
Студия звукозаписи [7]
легендарные инструменты [8]
реставрационная [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Rambler's Top100
Главная » Статьи » легендарные инструменты

Fender Telecaster-история часть 1

ОТ LAP STEEL ДО "ИСПАНСКИХ ГИТАР"

Компания FENDER ELECTRIC INSTRUMENT COMPANY была основана в Фуллертоне (Калифорния) Clarence Leo Fender в начале 1946 года после того, как он мирно расстался с Clayton Orr "Doc" Kauffman, своим партнером по недолго просуществовавшей компании K&F. Годом ранее, всего несколькими месяцами до окончания Второй Мировой молодая компания K&F Manufacturing Corp. только-только выпустила первую партию своих гавайских гитар и усилителей. Leo хотел расширять в дальнейшем производство K&F, но Doc Kauffman напротив имел сомнения в жизнеспособности крупного бизнеса в послевоенный период, поэтому он предпочел уйти из предприятия. Поэтому Leo Fender основал свою собственную компанию, которая продолжала производить гитары lap steel и усилители как раз в тот период, когда музыкантам не хватало новых инструментов, потому что крупные производители, такие как GIBSON, не успели переключиться с выполнения военных заказов.

Гитары lap steel и усилители Fender вскоре получили признание среди профессионалов, и линейка стала постепенно пополняться новыми моделями. Хотя некоторое количество продукции продавалось через радиомастерскую, открытую Leo в 1939 году, ее дистрибуция осуществлялась расположенной в Санта-Ана компанией RADIO & TELEVISION EQUIPMENT Co. (RTEC), принадлежавшей Francis Hall. Несмотря на основной род деятельности, отраженный в названии, компания также в небольшой степени была вовлечена в дистрибуцию музыкальных инструментов. В 1946 году RTEC стали эксклюзивным дистрибутором каталога "Fender Fine Line Electric Instruments". Таким образом, схема работы, которая преобладала до сделки с CBS в середине 1960-х, была заложена уже в то время. Компания Fender разрабатывала и производила музыкальные инструменты, а все продажи осуществлялись как отдельный бизнес эксклюзивным дистрибутором.

В конце 1940-х голов Leo Fender был занят разработкой новых продуктов в Фуллертоне, а RTEC пытались построить дилерскую сеть. В начале менеджеры компании работали только в Южной Калифорнии, но Donald Randall, который был генеральным менеджером RTEC, вскоре начал находить дилеров в других штатах, например в Техасе. По правде, несмотря на то, что в глазах публики его всегда заслоняла фигура Leo Fender, Donald Randall сыграл критически важную роль во всемирном успехе Fender, организовав продажи. В 1948 году RTEC впервые показали инструменты Fender на ежегодной выставке, проводимой ассоциацией NATIONAL ASSOCIATION OF MUSIC MERCHANTS (NAMM). Также в национальной отраслевой печати была размещена реклама, приглашающая к дилерству, с броским лозунгом: "Fender – деньги крутятся быстрее, доходы растут".

Кроме того, в 1948 году Leo Fender попросил одного молодого человека, с которым познакомился несколько раньше, помочь ему с ремонтом усилителей и стил-гитар. Молодого человека звали George Fullerton, и помимо того, что он принял участие в создание первой "электрической испанской" гитары Fender, он, наряду с Dale Hyatt, стал ближайшим помощником и другом всей жизни Leo. В те дни термин "электрическая испанская" (Electric Spanish) использовался производителями (например, Gibson в серии ES) для обозначения того, что инструмент имел традиционную, в духе классической испанской гитары, форму, в отличие от стил-гитар или гавайских гитар.

Вскоре после встречи с Doc Kauffman Leo Fender сделал то, что и было самой первой его "испанской" гитарой. Тогда это был просто тестовый экземпляр для испытаний его нового "звукоснимателя для струнных инструментов", в котором струны проходили над индивидуальными сердечниками. Из-за своей необычной формы, гитару часто считают простой стил-гитарой, но у нее был скругленный гриф, и на ней можно было играть, как на обычной гитаре. Звукосниматель и гитара отражены в патентной заявке, поданной Leo и Doc 26 сентября 1944 года (удовлетворена 7 декабря 1948 года, номер патента 2,455,575).

Перед тем, как пойти работать к Leo, George Fullerton, по его воспоминаниям, взял гитару поиграть: "Я взял ее на пару дней, на пробу. Она звучала хорошо, но ее просто невозможно держать… слишком неудобно. Поэтому, когда я ее возвращал, я сказал, что она звучит неплохо, но очень трудно удержать ее на колене. Он ответил – это только начало!". Гитара со сплошным корпусом 1944 года была сделана в первую очередь для тестирования звукоснимателя "direct string pickup", который позже ставили первые стил-гитары Fender Electric Instrument Co. В 1948 году Leo Fender начал собирать свежие идеи насчет первой "настоящей электрической испанской" гитары. Как вспоминает George: "После того как я успел проработать некоторое время, мы увлеклись идеей гитары со сплошным корпусом".

Первая "испанская" гитара с именем Fender разрабатывалась на основе пяти ключевых концепций.

Она должна была быть ПРОСТОЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ, РАБОТЕ И РЕМОНТЕ. По собственным словам Leo Fender: "Все что мы делали, имело удобную для производства и ремонта конструкцию. Когда я поработал в ремонтной мастерской, каждый день сталкиваясь с чужими проблемами, я стал находить такие варианты конструкции, которые вообще бы не нуждались в сервисе. А то, что легко в обслуживании, легко произвести". Freddie Tavares, который присоединился к Leo позже, весной 1953 года и принимал участие в разработке Stratocaster, подтвреждает: "Главной философией Leo Fender было делать все максимально практичным и максимально простым". Не преуменьшая творческий гений Leo Fender, стоит отметить, что это прагматичное стремление к функциональности – суть всех его продуктов.

Кроме того, в конце 40-х, молодая компания Fender просто не могла позволить себе затраты на сложное производственное оборудование, потому что не располагала достаточными ресурсами. Как говорится, необходимость – мать изобретений, поэтому новая гитара должна была производиться на том же оборудовании, что уже использовалось в производстве стил-гитар и усилителей.

Это должна быть гитара СО СПЛОШНЫМ КОРПУСОМ.

"Испанские электрогитары" появились, еще задолго до Второй Мировой, но они были просто "электрифицированными" акустическими гитарами, подверженными обратной связи, с довольно мутным звучанием. Их нельзя было сделать достаточно громкими, что чаще всего оставляло гитару в ансамбле на втором плане (за исключением Charlie Christian или Oscar Moore в конце 30-х). Обратная акустическая связь была проклятием первых электрогитар. По собственным словам Leo: "Мы бились за то, чтобы избавиться от обратной связи, характерной для акустических гитар… Мы не пытались что-то сделать с самой акустической гитарой, мы просто решили придумать что-то, что лучше справится с поставленной задачей".

Поэтому новая гитара не должна была иметь акустических полостей, чтобы избавиться от обратной связи, которая в то время не считалась даже эффектным трюком. Кроме того, имея опыт производства стил-гитар, компания Fender была уже знакома с процессом изготовления инструментов со сплошным корпусом.

Гитара должна иметь СЪЕМНЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ ГРИФ.

Съемный гриф сам по себе не был новой идеей. Он уже использовался на банджо или другими производителями, такими как Rickenbacher, но не на обычных "испанских" гитарах. Leo Fender выбрал гриф, крепящийся на винтах по практическим соображениям: "Я решил, что для клиентов будет лучше, если гриф и корпус будут отдельными деталями. Понимаете, в большинстве случаев, даже если речь идет не о замене, а о ремонте грифа, владельцу намного удобнее снять его, чем возиться со всем инструментом.

Гитара со сплошным корпусом и съемным грифом так же была бы намного проще и дешевле в производстве. Такой тип конструкции также позволял не мучится с проблемой пятки грифа и его углом относительно корпуса. Гриф мог не иметь отдельно приклеиваемой накладки, и можно было ставить лады непосредственно в него. Он разумеется требовал высокого качества дерева, способного противостоять износу, но в целом его производство и ремонт обошлись бы дешевле. Гитара должна иметь ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ С РАЗДЕЛЬНЫМИ ПОЛЮСАМИ.

С точки зрения звука, Leo Fender хотел сохранить в своей новой "испанской" гитаре звучание своих стил-гитар. В то время он старался, усовершенствовать собственный звукосниматель, чтобы обеспечить более равномерный баланс струн, и начал экспериментировать с раздельными магнитными сердечниками. Как он позже говорил в интервью: "Мне кажется, что я был, быть может, первым, кто додумался ставить отдельный магнит под каждую струну. Я обнаружил, что, таким образом, ноты не наслаиваются и более отчетливо слышен вклад каждой струны по отдельности".

Leo был в первую очередь электронщиком, поэтому он перепробовал множество вариантов звукоснимателей, пока не пришел к тому, который, по его мнению, звучал правильно. Всегда стремящийся к функциональности, он обеспечил регулировку высоты датчика, чтобы можно было свободно менять баланс между толстыми и тонкими струнами.

Гитара должна была иметь ПОЛНОСТЬЮ РЕГУЛИРУЕМЫЙ БРИДЖ.

В конце 40-х годов "испанские" гитары имели прижимаемый к корпусу струнами деревянный бридж фиксированного профиля, который регулировался только по высоте. В то время настройка мензуры означала аккуратное перемещение всего бриджа относительно деки гитары. Leo Fender был убежден, что "правильная" гитара, соответствующая запросам музыкантов, должна иметь бридж со встроенной регулировкой высоты и мензуры.

В конце 40-х годов намерением Leo Fender было включить в свою линейку продуктов электрогитару со сплошным корпусом. Но с практической точки зрения это был "испанский" вариант стил-гитары. Идея заключалась в том, чтобы, основываясь на звуке и конструкции стил-гитары, сделать для музыкантов, в частности для кантри/вестерн лучший инструмент. Как он позже признавал: "Идею сделать "испанскую" гитару со сплошным корпусом я почерпнул от стил-гитары. Гитаристы постоянно просили, как бы им звучать погромче, поэтому я решил, что должен сделать что-то для них!".

ПОЛНОСТЬЮ НОВАЯ "ИСПАНСКАЯ" ГИТАРА

В течение 1949 года эти составляющие постепенно воплотились в прототипе инструмента , над дизайном корпуса которого работал George Fullerton: "Мне всегда нравилось рисовать, поэтому я начал работать над дизайном корпуса, очень часто засиживаясь до 2 ночи!". Первый прототип с одним звукоснимателем появился на свет в виде, который потом стал классической формой Telecaster – простой, но элегантный корпус с глубоким вырезом. За это не было бы стыдно даже самому знаменитому дизайну того периода Charles Eames. Помимо этого фундаментального дизайна корпуса гитара имела все составляющие упомянутой ранее концепции, но так же имела и несколько не самых удачных деталей, поскольку это был все же черновой вариант.

Главной отличительной чертой первого прототипа, сделанного в 1949 году была, без сомнения, голова грифа в духе стил-гитары, с симметричным расположением колков. Тогда Leo еще не пришел к асимметричной голове грифа с шестью колками в ряд, что позже стало фирменным знаком Fender. Поэтому по практическим соображениям первый прототип имел два ряда использовавшихся на стил-гитарах колков Kluson. Гитара имела цельный кленовый гриф с 21 ладом и широким верхним порожком (2"), а маркеры были просто нарисованными черной краской точками.

Корпус был сделан из сосны (не ясеня) и покрашен в прозрачный белый цвет, дополненный черной пластиковой накладкой в форме крыла, которая закрывала нижнюю половину корпуса. Гриф крепился на четырех винтах через стальную пластину на пятке. Она была немного больше (2 5/8" x 1 7/8"), чем те, что пошли потом в серию. У гитары уже был характерный бриджевый блок с наклонным звукоснимателем, 3-секционным бриджем и установкой струн сквозь корпус. Как позже отмечал Freddie Tavares: "Задний датчик наклонен по очень важной причине. Если вы извлекаете звук у самого бриджа, все звучит более ярко, но вы теряете глубину. Поэтому причиной наклона было желание дать больше силы басовым струнам, сохраняя звонкость".

Вся конструкция была защищена сдвижной крышкой, сделанной из гнутого металлического листа, которая обеспечивала экранировку звукоснимателя. Гнездо для шнура было расположено с торца корпуса, а ручки громкости и тембра находились на металлической пластине, наклоненной почти так же как и звукосниматель. Leo сперва полагал, что будет более практичным разместить ручки в рабочей зоне руки, но позже, возможно по эстетическим соображениям, он изменил свое мнение. Но обе ручки вначале были расположены так же, как и ручки… Stratocaster! По счастью, этот первый прототип до сих пор цел (его разыскал известный торговец и коллекционер Dave Crocker) и его потенциометры (без сомнений оригинальные) имеют датой выпуска 31 неделю 1949 года, что свидетельствует о том, что гитара была сделана ближе к концу того же года. Гитара по-прежнему принадлежит своему первому владельцу John Hanley, который получил ее в подарок от Leo и George после того, как они перешли к следующей стадии разработок.

От головы в духе стил-гитар отказались в конце 1949 года и на смену ей пришла классическая ныне форма с колками в ряд. Leo Fender скорее всего почерпнул вдохновение в инструментах хорватских музыкантов, которых он видел в Калифорнии. Позже он уточнял, что в основе лежали не просто эстетические соображения, а стремление вести струны прямо на колки, прямой линей от порожка: "Я не хотел, чтобы струны расходились веером, как это бывает с симметричным расположением колков". Также есть мнение, что на Leo в какой-то степени повлиял дизайн грифа гитары сделанной там же, в Калифорнии, в 1947 году Paul Bigsby для Merle Travis. Как бы то ни было, гитара Travis могла убедить Leo, что это одновременно практично и эстетично. Это потребовало некоторой дополнительной работы, поскольку колки, производимые в то время Kluson, не годились для того, чтобы держаться только на одном винте, поэтому на них штамповались "крылышки" по бокам.

Разработка перешла в активную фазу зимой 1949/1950 годов, и в ее процессе появились такие детали, как чуть более узкий гриф, переключатель тембра и новая форма накладки. В отличие от того, что часто утверждают, блок с бриджевым датчиком был запатентован почти сразу после того, как был полностью доделан, потому что Leo Fender стремился защитить свою новую разработку, как это было со звукоснимателем "direct-string" в 1944 году. Патентная заявка на "блок бриджевых компонентов" была подана 13 января 1950 года, до того, как официально была представлена какая-либо "испанская" гитара Fender. Патент был зарегистрирован 30 октября 1951 года (под номером 2,573,254), поэтому у первых проданных гитара на пластине бриджа стоял штамп "PAT.PEND.". На самом деле, серийные модели выпускались с этим штампом еще долго после того, как патент был успешно получен!

Выдержка из приведенного в патенте описания изобретения отражает философию функциональности Leo Fender:

"...Целью моего изобретения является:

Во-первых, создать приспособление такого типа [...] содержащее новый секционный бридж, допускающий индивидуальную регулировку струн.

Во-вторых, создать приспособление такого типа, в котором высота звукоснимателя относительно струн может точно регулироваться.

В-третьих, создать в целом компактный блок, который будучи экономичным в производстве и сборке, является надежным и эффективным в работе".

Чтобы все стадии разработки были полноценными, Leo Fender стремился "обкатать" гитары у профессиональных музыкантов и узнать их мнение. Много раз Leo и George приносили вечерами гитары в клубы, чтобы показать их выступающим там группам в паузах между выступлениями. George вспоминает, как они впервые встретили Jimmy Bryant в клубе Riverside Rancho: "Входит молодой человек, такой красавец парень, и идет прямо к нам, интересуясь что мы с собой принесли. И вот он берет гитару и начинает на ней играть, прямо у края сцены. У группы был в тот момент перерыв. И вот этот юноша играет, пока кто-то не догадывается подтащить усилитель и подключить гитару к нему. Он играл на ней всякие клевые штуки, и вокруг собралось много людей, посмотреть на это. Он, наверное, проиграл на гитаре в одиночку часа два… Группа прекратила играть и все собрались вокруг. Это был Jimmy Bryant... наша первая встреча с Jimmy Bryant. Тогда никто, по крайней мере из тех кого я слышал, не мог играть как Jimmy Bryant".

George также вспоминает, что Dale Hyatt однажды съездил с гитарами в Северную Калифорнию, чтобы попробовать заинтересовать кого-то гитарой со сплошным корпусом. Он уговорил местных музыкантов попробовать гитару на сцене, но инструмент не работал. Dale взял вторую, и она снова не работала.

George вспоминает: "Даже третья гитара не работала, и они уже были готовы выкинуть его [Dale] на улицу. Дело было в том, что происходило внутри, под звукоснимателями. Мы собирали их не зная, что когда пластина привинчена, она пережимает провод, рвет изоляцию и закорачивает сигнал!". Подобные курьезы, ценные замечания и советы, постоянно поступающие от профессиональных музыкантов и преподавателей, помогали Leo доработать спецификации и детали своих инструментов.

В начале 1950 года, модель гитары почти приобрела окончательный вид, но Leo хотел, чтобы его "испанская" гитара имела два звукоснимателя для большей универсальности. Первоначальный вариант с одним звукоснимателем был оборудован специальным переключателем тембра, позволяющим получить глубокий звук помимо натурального звонкого.

В итоге идея переключения на глубокий звук нашла воплощение как в варианте с одним, так и двумя датчиками. В то же время, Leo Fender, который был в первую очередь электронщиком, экспериментировал с различными катушками, чтобы сделать нековый датчик, отличающийся от того, что был разработан для бриджевой позиции. Нековый датчик, с характерно меньшей катушкой был доделан к весне 1950 года. Для экранировки он был заключен в металлический кожух, который крепился четырьмя шпильками к основанию катушки.

Поле того, как во втором квартале 1950 года на фабрику поступили новые материалы и станки, FENDER ELECTRIC INSTRUMENT Co. были готовы к выпуску электрогитары с двумя звукоснимателями. Но в апреле RTEC выбрали для дистрибуции по стране модель с одним датчиком.

ESQUIRE

Модель с одним звукоснимателем появилась под названием "ESQUIRE" во втором номере каталога Fender Fine Line Instruments, опубликованном RTEC весной 1950 года. Это была единственная "испанская" гитара в каталоге, и не было никакого упоминания о возможности варианта с двумя звукоснимателями. Рядом с изображением инструмента и кейса был напечатан текст, красочно описывающий новшества инструмента в следующих выражениях:

"Нечто абсолютно новое в области электрических "испанских" гитар…";

"Характеристки, далеко опережающие конкурентов…";

"Новый тип конструкции, который существенно расширяет применение инструмента…";

"Новый тип цельного грифа, более удобный и более надежный…";

"Новый регулируемый бридж Fender [...] одно из самых важных изобретений в гитаре сегодня…".

Практические преимущества описывались детально:

"Гриф съемный и может быть заменен владельцем примерно за десять минут…";

"Можно играть на крайне большой громкости без риска возникновения обратной связи…";

"Музыкант может регулировать высоту каждой струны над грифом и ее длину, обеспечивая точное интонирование…".

Двумя неделями позже Esquire был продемонстрирован на 49-й выставке NAMM, в июле 1950 года, в Чикаго. Согласно отраслевой прессе того периода (Music Dealer и Musical Merchandise) вариант с одним звукоснимателем был единственной официально показанной моделью и имел каталожную цену $139.95 плюс $39.95 за кейс.

Самой характерной чертой 1950 Esquire был черный лак и белая накладка. В рекламе за май 1950 с участием Spade Cooley в руках Jimmy Wyble находится черный Esquire, хотя фотография могла быть подретуширована, чтобы гитара совпадала с моделью в каталоге. На последних страницах того же каталога есть фотография Spade Cooley's Orchestra, на которой Jimmy Wyble играет на светлой гитаре. Другие фотографии музыкантов того же периода, а также инструменты 1950 года, сохранившиеся до наших дней, также демонстрируют, что первые "испанские" гитары Fender имели преимущественно цвет "blonde". Почему же в каталоге 1950 года изображен черный Esquire?

По всем соображениям Leo Fender несомненно предпочитал полупрозрачный цвет, потому что, он скорее всего, хотел воспользоваться популярностью модной в конце 40-х отделки мебели – протравленной и отбеленной. На самом деле, некоторые стил-гитары уже производились в Фуллертоне с окраской "blonde" до 1950 года. Кроме того, несмотря на то, что первые образцы гитары делались из сосны, это был слишком мягкий и недешевый материал для профессионального инструмента. Поэтому Leo вскоре перешел на то, что позже в каталогах называлось "чистой светлой древесиной", то есть, ясень. Таким образом, черный цвет мог появиться только по инициативе RTEC, скорее всего, чтобы новые "испанские" гитары визуально выделялись на фоне существующих продуктов. Кроме того, не исключается вариант, что в 1950 Esquire могли выпускаться с сосновыми корпусами, поэтому черный прозрачный лак был более привлекательным вариантом, чем простая белая окраска.

При близком рассмотрении, фотографии в каталоге и журналах 1950 года открывают две отличительных детали первых черных Esquire. Во-первых, на голове грифа нет ритейнера для первой и второй струн, во-вторых у гитары нет трехпозиционного переключателя тембра, а есть кнопка, откровенно напоминающая "органную кнопку", которую Fender ставили до 1948 года. Как бы то ни было, черные Esquire 1950 года, без сомнений, являются сегодня самыми редкими представителями семейства Telecaster! Это приводит к заключению, что их очевидно никогда не производили в больших количествах, а, скорее всего, было сделано два-три образца в исключительно рекламных целях. Рекламируя черный Esquire с одним звукоснимателем, Donald Randall просто пытался приукрасить действительность...

В то же время, несмотря на отсутствие официального анонса на июльской выставке, вариант Esquire с двумя звукоснимателями производился в Фуллертоне еще до лета. Если один образец и взяли в Чикаго, то его прятали за кулисами. В целом Don Randall придерживался мнения, что более простая гитара с одним датчиком будет – по крайней мере на первых порах – более привлекательной и продаваемой на рынке, на котором сегмент электрических музыкальных инструментов был еще в незрелом состоянии.

Leo Fender, напротив, предпочитал более передовую модель с двумя звукоснимателями, несколько экземпляров которой были сделаны для прямых продаж местным музыкантам. Как он позже вспоминал: "Randall хотел, чтобы я сделал модель с одним звукоснимателем, и хотел назвать его Esquire. Поэтому он появился в каталоге и прайс-листе, а Broadcaster, он же Telecaster- нет. Но Broadcaster мы сделали первым".

Для точности Leo следовало бы пояснить "сделали в больших количествах", чтобы подкрепить свое заявление, потому что с формальной исторической точки зрения Esquire (с одним или двумя датчиками) на самом деле вышел первым в 1950 году 1950. Однако ни один вариант не выпускался в существенных количествах, и обе гитары сегодня исчезающе редки, хотя задокументированно существование нескольких Esquire с двумя звукоснимателями. По сравнению с последующими моделями они отличаются:

~ цельным кленовым грифом без анкера, то есть, без регулировочного винта у пятки

~ корпусом без маленького пропила между карманом для грифа и гнездом для некового датчика.

Они также отличаются аппликацией на голове грифа с серебрянным "макаронным" лого Fender, отсутствием ритейнеров (хотя некоторые владельцы того времени ставили их позже), стальным бриджем, жестяной пластиной под бриджевым звукоснимателем и, конечно же, повсеместным использованием винтов под плоскую отвертку. Как правило на грифе или корпусе не проставлено никаких дат, и единственный элемент, дающий намек на точный возраст – маркировка потенциометра (например, 137006 = февраль 1950 года, в случае Esquire под номером #0013). Судя по очень немногим, дошедшим до сегодняшнего дня образцам, большинство из них было сделано из ясения и имели цвет "blonde" с черной накладкой. Кроме того, они продавались в симметричном кейсе по форме, обычно с ярлыком "Bulwin Mfg.Co. Costa Mesa Calif." во внтуренном кармане. Первые кейсы Bulwin имели покрытие в косую полоску или темно-коричневый кожзаменитель и красную полкладку.

Как бы то ни было, споры между Leo Fender и Don Randall о количестве звукоснимателей на новой электрогитаре быстро затмил более животрепещущий вопрос, возникший после июльской выставки 1950 года.

THE BROADCASTER

Будет справедливым сказать, что "испанские" гитары Fender, представленные в 1950 году на выставке в Чикаго, не стали сенсацией дня. Don Randall и Charles Hayes, которые работали на стенде RTEC, скорее всего не ожидали, что на них посыплются заказы, но они, по крайней мере, могли проверить реакцию дилеров и конкурентов. Последние охотно упражнялись в остроумии по поводу нового инструмента, называя его "доской", "туалетным сидением со струнами" или "веслом"!

Если говорить серьезно, то вскоре стали обращать внимание на то, что гриф новой гитары не имел анкера. Это приспособление, впервые усовершенствованное работником Gibson Thaddeus McHugh в начале 1920 годов, после применялось (в регулируемом и нерегулируемом вариантах) на большинстве профессиональных гитар. Don Randall быстро понял, что нереально пытаться продавать профессиональные гитары, даже такой радикально новаторской конструкции, если у них нет анкера. Вернувшись после выставки в Калифорнию, он начал постоянно ставить этот вопрос перед Leo Fender.

До лета 1950 года "испанские" гитары, которые выпускал Leo Fender, все имели довольно массивный цельный кленовый гриф с выраженным V-образным профилем. Leo был убежден, что гриф из горного клена был достаточно прочным, чтобы противостоять натяжению струн и без анкера. Как утверждает легенда, чтобы доказать это, он, тестируя гриф на фабрике, положил гриф между двумя стульями, и поставил на него человека. Поэтому Leo Fender поначалу не соглашался с Randall, когда тот говорил ему, что неплохо было бы поставить в гриф анкер.

Споры продолжались несколько недель, и ходят слухи, что они на некоторое время привели к напряжению отношений между Leo и его дистрибьютором. В этот период "испанские" электрогитары временно отошли на задний план, и производство сфокусировалось на стил-гитарах и усилителях, спрос на которые в то время рос. Очень небольшое количество гитар с двумя датчиками и без анкера (и возможно без логотипа на голове грифа) были проданы прямо с фабрики, чтобы заработать немного денег, но это было мало по любым меркам.

Как после вспоминал Freddie Tavares: "У Leo была привычка думать медленно и последовательно – никаких озарений – просто непрерывный неторопливый мыслительный процесс". Может быть, поэтому Leo Fender в итоге передумал и решил ставить в гриф анкер. Принимая в расчет установку Leo на непосредственный контакт с музыкантами, не исключено, что некоторые профессиональные музыканты, общавшиеся с фабрикой в Фуллертоне, убедили его в преимуществах точки зрения Randall. Или, быть может, один из грифов без анкера все же повело. Как бы то ни было, Leo передумал, при этом, убедив Donald Randall, что модель с двумя звукоснимателями будет более подходящим продуктом для прорыва на рынок.

В конце 1950 года, "испанская" электрогитара Fender с двумя звукоснимателями была официально запущена в национальную дистрибьюцию под именем "Broadcaster" и каталожной ценой $ 169.95 (плюс $39.95 за кейс Bulwin). Поскольку после летней выставки марка Esquire ассоциировалась, прежде всего, с моделью с одним датчиком, было решено придумать новое название для "новой" гитары с двумя звукоснимателями. Как позже вспоминал Don Randall: "Это была первая ударная модель гитары Leo Fender и я думал и думал, как ее назвать. Я, наконец, решил что название должно иметь "эфирный" смысл и назвал гитару Broadcaster". Это было правильным решением, подчеркнуть, таким образом, современность нового инструмента в эпоху, когда музыка так сильно зависела от "эфира" (радио и телевидения), который доносил ее до публики.

В поддержку начала продаж Broadcaster в отраслевых журналах оперативно разместили цветные вкладки, которые также выполняли роль приложений к каталогу. Под слоганом "Новый стандарт электрогитар Fender", на них был изображен Broadcaster в перспективе, а также четыре дополнительных снимка крупным планом. Многочисленные новшества гитары были подробно описаны во врезках с заголовками в рамочках. И FENDER и RTEC были убеждены, что имеют на руках радикально новаторский продукт, и что было самое время быстро превращать это преимущество в коммерческий успех. Esquire с одним датчиком на время отложили, чтобы компания Fender могла сосредоточиться на производстве Broadcaster.

В отличие от предыдущей модели, Esquire без анкера, Broadcaster производились в больших количествах, поэтому их и провозглашают первыми в мире электрогитарами со сплошным корпусом, которые стали производиться серийно. При этом стоит поговорить о цифрах. В 1950 году в Соединенных Штатах было продано четверть миллиона гитар, включая большое количество укулеле. "Испанские" электрогитары еще не производились в сравнимых количествах, и даже такая крупная компания, как Gibson, выпустила в том году от силы 1400 электрогитар. Действительное количество выпущенных Broadcaster остается предметом споров, с разбросом оценки от 50 до 500 и больше. Учитывая производственные мощности и количество персонала в Фуллертоне в конце 1950 года, сомнительно, что за те шесть месяцев, что просуществовала модель, могло быть выпущено более чем 200 Broadcaster. Кроме того, США только ввязались в войну в Корее (20 июня 1950 года) и на производителей потребительской продукции с большим сроком службы были наложены ограничения по расходу таких материалов как сталь, медь и алюминий. Это, например, объясняет, почему Fender вначале испытывали трудности в заказе колков Kluson.

В сравнении с предшествовавшим Esquire с двумя звукоснимателями, Broadcaster отличался цельным кленовым грифом с регулируемым анкером. Благодаря примененному методу установки анкера (сзади), гриф имел заметную деревянную вставку на тыльной стороне (т.н. "полоска бурундука") и за верхним порожком.

Кроме того, ясеневые Broadcaster имеют маленький канал между карманом для грифа и гнездом переднего датчика, для того, чтобы осуществлять регулировку анкера. Круглый ритейнер укреплен рядом с серебряным "макаронным" логотипом Fender, а седла бриджа сделаны из меди. Все винты, включая винт анкера, имеют прямой шлиц. Наконец, некоторые из первых Broadcaster не имеют никаких отметок о дате производства ни на корпусе, ни на грифе, но большинство имеет. Когда началось серийное производство, работники Fender стали ставить с октября 1950 года карандашные отметки о дате изготовления на корпусах и грифах. Но, в то время как FENDER и RTEC готовились пожинать успех новой электрогитары с цельным корпусом, им внезапно пришлось отказаться от имени Broadcaster.

TELECASTER

В начале 1951 от имени "Broadcaster" пришлось отказаться по настоянию FRED GRETSCH Mfg. Co. Эта нью-йоркская компания выпускала серию барабанов под похожим названием, хотя и с несколько другим написанием ("Broadkaster"). В феврале 1951 GRETSCH уведомили RTEC , что они уже владеют торговой маркой с именем Broadcaster. В те дни GRETSCH были солидным именем в музыкальной индустрии и намного более крупной компанией, чем FENDER (По иронии судьбы сегодня бренд Gretsch принадлежит Fender). Кроме того, RTEC старались поддерживать хорошие отношения с другими производителями, а спор по поводу торговой марки Broadcaster не принес бы ничего хорошего репутации инструментам Fender. Именно поэтому Don Randall потребовал немедленно снять имя Broadcaster с "испанских" гитар Fender. Требовалось найти новое название...

В самом начале 50-х новой манией в Штатах стало телевидение. В 1951 году на руках уже было шесть миллионов приемников и еще более пяти миллионов было изготовлено только в течение этого года, несмотря на все ограничения, наложенные Корейской войной. Кроме того, многие полагали, что развитие телевидения стало огромным подспорьем музыкальной индустрии в целом. Как подчеркнул исполнительный секретарь NAMM William Card: "Чудо середины столетия, телевидение, оказало самый благоприятный эффект на продажи музыкальных инструментов". Don Randall легко и быстро сложил телевидение и Broadcaster, получив название "Telecaster". Однако, чтобы избежать накладок с новым именем, RTEC позаботились о том, чтобы убедиться в "незанятости" торговой марки, прежде чем ставить ее на "испанские" гитары Fender. В апреле 1951 года с именем Telecaster все прояснилось, и вскоре оно появилось в рекламе Fender, размещенной RTEC в отраслевых журналах. Цветная вкладка, описывавшая гитару с двумя звукоснимателями, была модифицирована, и название Telecaster было напечатано поверх закрытого белой краской имени Broadcaster.

Недоразумение с именем Broadcaster не остановило производство "испанских" электрогитар на фабрике в Фуллертоне. В ответ на требование GRETSCH, Leo Fender просто отрезал спорное имя с наклеек, которые ставились на голову грифа. Некоторое время модели с одним датчиком выпускались только с именем Fender на голове грифа. Этот переходный период теоретически длился до тех пор, пока новая "чистая" торговая марка не появилась на публике, но Leo Fender был не из тех, кто разбрасывается имуществом. Фабрика Fender продолжала использовать обрезанные наклейки от Broadcaster, пока их запас не иссяк примерно в августе 1951 года. Гитары 1951 года, с единственным именем Fender на голове грифа с тех пор получили много прозвищ, среди которых самым популярным стало "No-Caster". Формально это имя не является законной торговой маркой Fender, но среди коллекционеров и поклонников Fender оно приобрело в целом полуофициальной статус.

Переходные модели, первые "No-Caster" были во многих отношениях схожи с Broadcaster, а более поздние имеют те же характеристики, что и первые, официально названные Telecaster (например, канавка между звукоснимателями и менее высокие ручки). Но если отвлечься от нескольких незначительных косметических деталей, Broadcaster, No-Caster и первые Telecaster, сделанные в 1951 году – те же самые электрогитары. У них была одинаковая типичная электроника без "настоящей" регулировки тембра и их 3-позиционный переключатель звукоснимателей работал следующим образом:

~ в переднем положении работал только нековый датчик, с фиксированным низким тембром без возможности регулировки ("мягкий, глубокий ритмовый звук")

~ в среднем положении работал только нековый датчик с естественным тембром без возможности регулировки ("прямолинейный ритмовый звук")

~ в заднем положении работали оба датчика одновременно, причем звук некового плавно подмешивался при помощи так называемой ручки тембра к звуку бриджевого звукоснимателя ("звук для соло")

Эта специфическая распайка была изменена только в 1952 году.
Помимо появления имени Telecaster, другим итогом недоразумения с GRETSCH и именем Broadcaster стало то, что Leo Fender решил официально зарегистрировать новаторскую конструкцию своей "испанской" гитары. Патентная заявка на "новую, оригинальную и художественную конструкцию гитары" была подана 23 апреля 1951 года под номером 164,227. В тексте заявки не было напрямую сказано, что это гитара со сплошным корпусом, но прилагаемые чертежи были достаточно наглядными в этом отношении.

В начале года Fender и RTEC также возродили Esquier с одним звукоснимателем, чтобы расширить выбор "испанских гитар". С технической стороны дела обе модели отличались только количеством датчиков и соответствующей электроникой (хотя у обеих гитар 3-позиционные переключатели выглядели одинаково). Во всем остальном, Esquire 1951 года имел тот же корпус и гриф, что и модель с двумя звукоснимателями и даже имел гнездо под отсутствующий нековый датчик. Что касается цены, то модель с двумя датчиками выставлялась за $189.50, в то время как Esquire стоил $149.50. К обеим гитарам прилагался кейс по форме за $39.95, который с середины 1951 года имел светло-коричневое покрытие "под крокодила" и золотисто-коричневое внутреннее покрытие. Разница в $40 никак не отражала разницу в цене между двумя инструментами, особенно если учесть, что нековый датчик для Telecaster вскоре появился в каталоге как запасная часть по цене $21! Другими словами, Fender (или RTEC) не применяли одинаковые мерки к двум моделям. Какова бы ни была формула ценообразования, за ней стояли соображения RTEC о необходимости расширения ценового диапазона между двумя моделями, чтобы более эффективно войти на растущий рынок "испанских" электрогитар. Для начала это сработало хорошо, хотя Esquire за все годы существования производился в меньших количествах, чем Telecaster. <

Источник: http://www.guitarsmagazine.ru/

Категория: легендарные инструменты | Добавил: mykola (29.04.2009)
Просмотров: 1871 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • html counterсчетчик посетителей сайта
    StarПёр*S group© 2024